Народный праздник Ивана Купала
7 июля в России традиционно отмечают день Ивана Купала. Детская пословица – «Иван Купала — обливай, кого попало» точно отражает суть сложившейся традиции.
История этого праздника уходит в праславянские времена, когда люди ежегодно встречали момент природного пика, «макушки лета», день летнего солнцестояния. После распространения на Руси христианства этот праздник совпал с рождеством Иоанна Крестителя и получил имя Ивана Купалы, с которым и дошел до наших дней.
Ночь С 6 на 7 июля заполнена обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Считалось обязательным к празднику искупаться до захода солнца: на севере русские чаще в банях, а на юге — в реках и озёрах. Считалось, что с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. Ближе к закату, на возвышенностях или у рек, разжигались костры. Порой огонь добывали древним способом — трением дерева о дерево. В ночь на Ивана Купалу выбирались «суженые» и совершались брачные обряды: прыганье через костёр взявшись за руки, обмен венками (венок — символ девичества), купание в утренней росе. В этот день «опахивались сельские дороги, чтобы „сваты скорее приезжали“, или прокладывали борозду к дому парня, чтобы он быстрее посватался» Кроме того, в купальскую ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.
У славян существовало поверье, согласно которому только один раз в году, в ночь на Ивана Купалу цветёт папоротник. Мифический, несуществующий в природе цветок якобы даёт тому, кто сорвал его и сохранил при себе, чудесные возможности. Согласно поверью, обладатель цветка становится прозорливым, может понимать язык животных, видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились, а также входить беспрепятственно в сокровищницы, приложив цветок к запорам и замкам (и они должны рассыпаться перед ним), владеть, повелевать землёй и водой, становиться невидимым и принимать любое обличье.
Праздник Ивана Купала в художественной литературе:
— Н. Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала» из цикла «Вечера на Хуторе Близ Диканьки»,
— С. Есенин Стихотворение «За рекой горят огни»,
— С. Есенин «Матушка в купальницу по лесу ходила»,
— Ю. М. Нагибина «Сирень»,
Эпизодически праздник Ивана Купалы упоминается в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный» и в повести в рассказах В. П. Астафьева «Последний поклон».
А так же стихотворения:
• «Леший» и «Оборотень» Л. А. Мея,
• «23 июня» Мирры Лохвицкой,
• «Канун Купалы» И. А. Бунина,
• «Провизжала шрапнель побитой собакой…» Б. С. Земенкова;
• «Ладомир» В. В. Хлебникова;
• «Марена – Дажбогу» А. А. Кондратьева;
• «Как на славном индийском помории…», «Эти гусли – глубь Онега» и «А жили по звездам, где Белое море…» Н. А. Клюева,
• «Заклятый цветок» Э. Г. Багрицкий,
• «Небеса свернуться…» Даниила Хармса,
• Как роковое наследство…» Д. Л. Андреева,
• «Гроза» В. А. Луговского,
• «Полночь под Ивана Купала…» Давида Самойлова,
• «Испытание зеркалом» Ю. П. Кузнецова