«Педагог — не звание , педагог призвание»

#Макаренко135лет
#ГодПедагогаНаставника

13 марта 2023 года — в Год педагога и наставника — исполняется 135-лет со дня рождения всемирно известного советского педагога и воспитателя, писателя, прозаика и драматурга, автора знаменитой ”Педагогической поэмы” Антона Семеновича Макаренко. Его книга «Педагогическая поэма» переведена на 18 языков народов СССР и 36 иностранных языков.
Макаренко А.С. вошел в мировую педагогику как создатель новаторской системы воспитания беспризорных, социально заброшенных детей. Большую часть жизни посвятил перевоспитанию трудных подростков, которые затем становились законопослушными гражданами, добившимися в жизни больших высот.

В 1988 году Антон Макаренко признан  ЮНЕСКО одним из четырех выдающихся педагогов мира. Его авторская методика воспитания творила чудеса в 20-е годы прошлого столетия. Количество беспризорников в то время было огромным. Для решения вопроса их воспитания были созданы педагогические коммуны, в которых А.С. Макаренко воплощал на практике разработанную им воспитательно-педагогическую систему. Первая коммуна появилась в 1920 году в Украине — трудовая колония имени М. Горького  в селе Ковалёвка, близ Полтавы; в 1926 году колония  была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; с октября 1927 года по июль 1935 года А.С. Макаренко был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова .
Макаренко сам уверял, что его метод – это единственное средство справиться с трудными и травмированными детьми, нуждающимися в помощи. На протяжении двенадцати лет Макаренко возглавлял колонии, где находились малолетние правонарушители, и добился того, что все его воспитанники выросли достойными людьми, никто не вернулся к своей прежней жизни. Система Антона Макаренко пристально изучается и используется во всем мире, а его имя стоит в одном ряду с такими выдающимися педагогами, как Георг КершенштейнерДжон ДьюиМария Монтессори.

Основные педагогические идеи

Идеи А.С. Макаренко заключаются в том, что каждый человек носит в себе огромный потенциал для развития и воспитания личности, которая является носителем прогресса в любом обществе. Важным условием для развития такой личности являются специально организованные социальные условия и педагогическое воздействие.
Основа методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями, и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности.
Антон Семенович развивал теорию семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его.
Коллективизм, строгая дисциплина, постоянная занятость — на этих трех китах была построена система Макаренко. Поэтому дети, разделённые на разновозрастные отряды, не только имели самоуправление, но и трудились на собственном производстве. По мысли Макаренко, чем лучше относишься к ребенку, чем больше его уважаешь, тем больше от него нужно требовать и тем лучше он будет подготовлен к взрослой жизни.
Макаренко разработал “метод перспективных линий” — перед ребенком ставится цепочка целей, которые нужно поочередно достигать. Педагог считал обязательным соблюдение дисциплины, а вот стремления к идеальной учебе от своих учеников не требовал.
Педагогический опыт и взгляды А.С. Макаренко отражены в художественном творчестве. В литературных произведениях («Педагогическая поэма», «Марш 30-го года», «Флаги на башнях»), художественно-теоретическом произведении «Книга для родителей», в публицистических статьях проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развитие новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек.

Память

В память о выдающемся педагоге установлены памятники А.С. Макаренко в г. Харькове (1969) и в с. Подворки Дергачёвского р-на Харьковской области, скульптурная группа «А.М. Горький и А.С. Макаренко» (1968, Куряжская воспитательно-трудовая колония, Харьковская область), мемориальная доска А.С. Макаренко на улице Пржевальского в Смоленске и в Киеве на доме, где педагог-писатель жил в 1935-1936-м годах.
Имя А.С. Макаренко присвоено большому количеству учебных заведений в России и Украине, а также – учебным заведениям на Кубе, в Германии, Мексике, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Приднестровье и исследовательским лабораториям в России (Нижний Новгород, Челябинск). Имя А.С. Макаренко носят улицы в России, Украине и Германии, библиотеки и музеи в России и Украине. В 1951 году в Кременчуге был открыт дом-музей – «Педагогически-мемориальный музей Антона Семеновича Макаренко», а в 1983 году в Москве был открыт «Педагогический музей А.С. Макаренко», который работает по настоящее время. В 1991 году по почину исследователей творчества А.С. Макаренко, его воспитанников, педагогов из СССР, ФРГ, Китая, Польши, Венгрии, США, Франции, Чехословакии возникла и  работает по настоящее время МЕЖДУНАРОДНАЯ МАКАРЕНКОВСКАЯ АССОЦИАЦИЯ /INTERNATIONAL MAKARENKO’S SOCIETY – ММА/IMS.

В честь Антона Семеновича Макаренко были учреждены награды:

По произведениям А.С. Макаренко были сняты фильмы:

В 2023 году — в Год педагога и наставника — проводится Всероссийский Национальный Конкурс «Наследие А.С. Макаренко», приуроченный к 135-летнему юбилею со дня рождения Великого русского педагога Антона Семеновича Макаренко.

Педагог-новатор
А.С. Макаренко

САЙТ
о жизни и творчестве
А.С. Макаренко,
его педагогическом  наследии

Произведения А.С. Макаренко

 

Источник: https://rcro.su/v-2023-godu-ispolnyaetsya-135-let-so-dnya-rozhdeniya-antona-semenovicha-makarenko/



Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.