Художник-сказочник Владимир Сутеев

117 лет назад родился один из зачинателей советской мультипликации Владимир Григорьевич Сутеев (1903 – 1993). Один из самых любимых детских писателей, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Когда начинаешь вспоминать его книги и мультфильмы: «Под грибом», «Мешок яблок», «Цыплёнок и утёнок», «Кто сказал «мяу»?», «Палочка-выручалочка», «Петя и Красная Шапочка», «Волшебный магазин», «Когда зажигаются ёлки», сразу вспоминается детство. С его творчеством знакомы все дети с самого раннего возраста, именно его книги часто становятся первыми для многих малышей. Почти в каждой семье была и есть его знаменитая, бесконечно переиздаваемая книга, названная им «Сказки и картинки», и многие другие. Книги и мультфильмы Сутеева вызывают восхищение и взрослых людей, они перечитывают и пересматривают их вместе с детьми и внуками и не устают восторгаться творчеством доброго сказочника. Мультфильмы, снятые по его сценариям, и сейчас завоевывают сердца маленьких зрителей. Замечательные сказки для самых маленьких читателей, к которым Сутеев сам рисовал иллюстрации, до сих пор издаются большими тиражами во многих странах мира. Он подарил детям радость, яркие краски и веселые истории. В чем кроется волшебный талант, которым обладал Владимир Сутеев? Биография художника просто отвечает на этот вопрос – в любви и доброте. Поражает история его любви, пронесённая через всю жизнь, его верность, порядочность и благородство.

Владимир Сутеев появился на свет 5 июля 1903 года в Москве и до конца жизни прожил в этом городе, который очень любил. Григорий Осипович Сутеев, его отец, был врачом, преуспевающим дерматологом и очень разносторонним человеком. Интересовался очень многим, пел в концертах в Благородном дворянском собрании, увлекался живописью, рисовал, много читал своим детям вслух, в том числе Диккенса и Гоголя. Мать не пропускала ни одной художественной выставки, на которую приглашалась вся семья. В Сокольниках подрастали сыновья-погодки, они были неразлучны и безмерно счастливы — как бывают счастливы дети, окруженные любовью. Мама, правда, болела, это многое омрачало. А однажды папа привел к ним в дом симпатичную девочку, объявив: «Это моя дочь». Поразительно, но и мама Зина полюбила девочку как родную дочку. Владимира и его младшего брата Вячеслава отец с детства приобщал к прекрасному, поощрял творческие успехи. Владимир Георгиевич вспоминал: «Я и сейчас, на девятом десятке, помню свои самые первые книжки. Одной из самых первых, прочитанных самостоятельно, был «Таинственный остров» Жюля Верна». Когда Владимиру и его брату было лет пять-шесть, отец прочёл им «Пикквикский клуб» Ч. Диккенса. Читал он им и «Вия» Гоголя. «Страшно было очень», — признавался в старости писатель. Владимир с братом любили рисовать: «Когда мы прибегали к отцу со своими картинками, он нам ставил оценки по пятибалльной системе — и двойки и единицы, и пятерки с плюсами и минусами. Мы с братом очень волновались. Рисовали и впечатления о цирке — и всякие там номера, катанье на велосипеде по канату или клоунов, рисовали дачные картинки — лес, сбор грибов. Потом, уже постарше, рисовали знакомых, как сейчас говорят, шаржи…».
В положенное время Владимир поступил в 11-ю мужскую гимназию. На школьные годы Сутеева пришлась революционная пора: мальчиком он пошел учиться в мужскую гимназию, а заканчивал уже советскую школу. В сложное время гражданской войны в семье часто не хватало денег, и с 14 лет Владимир зарабатывал для семьи первыми рисунками: диаграммами для выставок здравоохранения, дипломами для спортивных соревнований. Работал санитаром в первом коммунистическом красноармейском госпитале, инструктором физкультуры в младших классах школы. Тем не менее, он посчитал, что техническая профессия перспективней, и поступил на инженерно-строительный факультет Бумановского техучилища. Но через два года передумал. Для его таланта художника нашлась не менее перспективная область. Он идет учиться на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Ещё во время учёбы примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов при техникуме (Ю. Меркулов, Н. Ходатаев, З. Комиссаренко, Черкес Даниил Яковлевич). Дебютировал в качестве аниматора в фильме «Китай в огне» (1925). Картина уникальна тем, что в ней впервые применили альбомный метод анимации — каждый момент мультика рисовался отдельно на бумаге. В 1928 году Владимир заканчивает учебу и начинает работу на кинофабрике «Межрабпомфильм». Больше всего молодого художника заинтересовала мультипликация, которая в те годы делала в СССР первые шаги.

В 1931 году он выпускает первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперек», где дебютирует как постановщик. 

В начале 30-х мир восторгался диснеевским Микки Маусом — его мимикой, подлинностью движений и почти человеческим характером. Именно тогда в Советском Союзе решили создать своего мультипликационного героя. Инициатором идеи и автором был Владимир Сутеев. Вместе с Львом Атамановым, который был всего на два года старше, создавал образ персонажа Кляксы, предназначенный для нескольких серий. Эти мультфильмы не сохранились. В 1935 году перешёл в коллектив Виктора Фёдоровича Смирнова на «Экспериментальную мультмастерскую при ГУКФ» который изучал опыт работы Уолта Диснея в Америке, затем на «Мосфильм», где работал, числясь в титрах художником, фактически же выполняя и режиссёрские функции. С 1936 года работал на киностудии «Союзмультфильм». Он стоял у истоков советской мультипликации, был, по сути, самоучкой. Учебником были работы Диснея. И появились фильмы: «Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках», «Дядя Степа», «Сказка про белого бычка», было написано восемь сценариев, которые потом превратились в занимательные произведения. 

Но и в это время Сутеев постоянно рисует для детских и подростковых периодических журналов: «Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята», «Искорка», «Пионерская правда» и других. С 1923 года он начинает иллюстрировать книги для детей. Среди самых известных его работ — иллюстрации к произведениям Корнея Чуковского и Самуила Маршака.
22 июня 1941 года он представляет в комитете кинематографии свою экранизацию «Мухи-Цокотухи», а через два дня отправляется на Юго-Западный фронт. Участвовал в Белорусской операции, в боях на Юго-Западном фронте. Только в 1943 году его отзывают с фронта на «Воентехфильм», где он ставит учебные фильмы (кадры из этих фильмов войдут в учебники Суворовского училища): «Ориентирование на местности», «Типы вражеских танков», «Уничтожай танки врага», «Борьба с вражескими танками» и «Как бороться с замораживанием». Любимую работу Сутеев продолжал даже в военные годы. Когда выдавалось свободное время, рисовал для детей — ведь детям в военное время чудеса еще нужнее, чем в мирное. К сожалению, война развела его с первой женой — она не дождалась его и ушла, как только закончилась война и Сутеева демобилизовали. Детей у них не было. Сутеев был награждён орденом Отечественной войны II степени (1985).
После войны художник преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». Внёс вклад в освоение цветного кино. Возможно, нарисовал бы еще десятки картин. Но однажды в коридоре студии встретил женщину, которая станет смыслом всей его жизни. 

Татьяна Таранович к моменту встречи с Сутеевым работала на «Союзмульфильме». За 20 лет работы на студии она нарисовала более 40 мультфильмов, ставших настоящими бриллиантами советской мультипликации — «Серую Шейку», «Дюймовочку», «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Цветик-семицветик», «Кошкин дом». «Шейка» получит международную премию в Карловых Варах, а «Кошкин дом» — в Венеции. Мимолетная встреча с ней для Сутеева оказалось роковой. Фронтовик понял: его сердце ранено! Вспоминает внучка Ирина: «В жизни моей бабушки Владимир Григорьевич появился в 1946 году — она как раз пришла на «Союзмультфильм», и за их отношениями наблюдала вся студия. Он влюбился сразу, едва увидев её. Бабушка была яркой, незаурядной личностью, красивой женщиной и талантливым, востребованным художником. Но ему 43, ей 30. Он разведён, она счастлива замужем, растит дочь. «Тебе ничего не светит: у Тани прекрасная семья, она целомудренна, — пытались убедить его коллеги. — Устраивай свою жизнь иначе. Ждать нечего». Сутеев честно пробовал отступить. В 1948 году прекратил режиссёрскую деятельность и уволился с «Союзмультфильма», не закончив картину «Охотничье ружьё» (завершена Сазоновым. Даже женился на девушке, безумно любившей его еще со школы. К тому времени та успела овдоветь, осталась с сыном. Сутеев воспитывал пасынка как родного, внешне все было хорошо. Но забыть Татьяну не мог.
Он продолжал ходить на «Союзмультфильм». В первую очередь — ради того, чтобы увидеть свою любимую. Вставал позади рабочего стола, сцеплял за спиной руки в замок, слегка наклонялся к эскизу и наблюдал. Часами. Иногда подсказывал, помогал. Видимо, между Татьяной и Владимиром Григорьевичем в какой-то момент все-таки произошло объяснение. Он начал писать ей письма. Тайком. Не дома. «Пишу тебе, как обычно, на почте, на краешке стола» — так начиналась часть писем. «Всё самое красивое, прелестное, необыкновенное пришло после войны, когда я был раздавлен, истощён, измучен, ранен и никуда не годился. Но я встретил Вас. Я полюбил Вас внезапно для себя, и вдруг вся страсть, никогда не испытанная, обрушилась на меня». Как она, будучи замужем, их получала и хранила — это ее тайна. Но даже сейчас, после многочисленных переездов, в семье хранится пачка этих писем. Их нашли уже после ухода из жизни героев этого романа, разбирая архивы.

Был у тех писем свой «почерк». Там было мало слов. В основном — рисунки. В легендарной сутеевской технике. Сутеев представлял там себя в виде утенка, а возлюбленную — в виде цыпленка. И все было понятно без слов: вот утенок выглядывает сквозь прутья клетки и отчаянно кричит цыпленку, находящемуся в соседней клетке: «Люблю!». Вроде бы и рядом, и на виду, а не подойдешь, не обнимешь. 

«Дорогой, любимый, золотой мой цыплёнок! Ты знаешь, что я очень сильно — сильнее быть не может — люблю, люблю, люблю… Ты моё чудо! Самая красивая моя сказка! Самый красивый рисунок! Я не могу жить без тебя! Твой утёнок…»
       Вот утенок бежит к цыпленку с букетом. А вот просто падает, сложив в молитве крылышки, к подножию огромной буквы Т, которая светится лучами. Кстати, с этой буквы Т — первой буквы в имени возлюбленной — и начиналось большинство писем. А заканчивалось нежным: «И каждый цыпленок, и каждый котенок шепчет тебе о моей любви».

Умный, благородный, скромный, даже застенчивый, с прекрасным чувством юмора, Сутеев, родившийся в 1903 г., успел вобрать в себя то хорошее, что было в Российской империи и что спустя десятилетия во многих будет безвозвратно утеряно. Честь, совесть, чувство собственного достоинства — об этих качествах он знал не из книг. Потому и письма его были написаны будто в веке XIX. И все, что им делалось, делалось во имя этой любви. Он и не просил ее ни о чем — ни о связи, которая бы ее оскорбила, ни о каких-то жертвах. Он хотел, чтобы она увидела, что он «чего-то да стоит». «Вы, конечно, почувствовали уже: все собачки, кошки, зайцы, уточки и птицы объясняются Вам в любви. Я нарочно давал Вам свои рисунки, мне казалось, эти картинки скажут Вам больше меня». «Нет для меня ничего дороже на свете, чем Вы… Хотелось быть лучше, что-то создавать для Вас и ради Вас. Когда работал, всё время думал: старайся, это увидит Она… Каждую свою книжку я нёс к Вашим ногам… Благодаря Вам я стал человеком, почувствовал в себе силы, уважение к себе. Всё это время я старался жить красиво, быть в интеллектуальной форме. На тот необыкновенный, невозможный случай — вдруг Вы полюбите меня.. За 37 лет были сотни писем. Она ответила лишь дважды.

«Владимир Григорьевич стал изредка появляться у нас на воскресных обедах в конце 70-х, — вспоминает внучка Ирина. — У него в то время уже несколько лет очень тяжело болела супруга, была обездвижена. Владимир Григорьевич прошел с ней этот путь до конца, не бросил. Но скрывать свои чувства к бабушке он тоже не мог. На исходе был 35-й год этого романа в письмах-комиксах… У нее уже не только выросла дочь — младшая внучка ходила в школу». «Маленький, худой, неухоженный, он буквально светился счастьем, когда появлялся на пороге нашего дома. А уходя, обязательно смотрел на бабушку. И непременно что-нибудь забывал — то портфель, то беретку с хвостиком. Нарочно, наверное. Чтобы вернуться».
Он любил жизнь. Любил вкусно поесть. Любил ходить в гости и принимать друзей у себя. И очень страдал, когда нужно было решать денежные вопросы. Дач, квартир, наград, больших денег не нажил. Последние годы обитал в однокомнатной квартирке со старой, обшарпанной мебелью. Зато рисовал много и легко. В любую минуту. На любом клочке бумаги. 
Роман в письмах дополнила повесть в картинках длиной почти в полвека, в которую вместился и второй брак Сутеева с подругой детства Софьей Ивановной. В конце жизни она тяжело болела, была парализована. Он ухаживал за ней до последних дней. И лишь изредка позволял себе встретиться с любимой. Даже не тет-а-тет… Сейчас, в век стремительных романов и бурных разводов сложно понять, как они смогли пронести свои чувства на расстоянии. Каждый из них прошел со своим избранником до конца. Тогда не было принято ставить перед фактом: «Прости, я полюбил другого человека». Овдовела Татьяна Александровна спустя 26 лет после знакомства с Сутеевым. И еще 10 лет прожила одна. Он не разрывал с ней связи.
Когда Сутеев овдовел, год носил траур, и через год сделал официальное предложение Татьяне Александровне. Она сказала долгожданное «да». В 1983 г. была самая настоящая свадьба — с цветами, свидетелями и праздничным обедом Жениху исполнилось 80, невесте — 67. Свидетельницей невеста позвала старшую внучку Ирину. В какой-то момент до регистрации повисла неловкая пауза, регистратор не спешила приступать к формальностям. Потом сотрудники ЗАГСа вежливо поинтересовались: «Жених задерживается?». К брачующимся в столь солидном возрасте еще не привыкли и приняли Владимира Григорьевича за гостя. «Жених пришел с огромным букетом гладиолусов. Он был невысокого роста, и его почти не было видно из-за цветов, — вспоминает внучка. — Он походил на счастливого гнома. Был очень взволнован. Под конец встал на ступеньки ЗАГСа и произнес «Таня Таранович — моя! Наконец-то!»
Судьба отмерила молодоженам 10 счастливых лет. Позднее и долгожданное счастье. Они еще долго привыкали к новому статусу новобрачных и называли друг друга на «вы», пока младшая внучка Таня, сопровождавшая пару в поездке в дом отдыха, не придумала шуточное наказание — штраф в 5 копеек за каждое «вы». За месяц ребенок накопил приличную сумму. Своих кровных детей у художника не было, но для детей он обладал каким-то удивительным магнетизмом. Где бы он ни появлялся, вокруг него мгновенно образовывалась толпа детей. Как вокруг Бонифация. Сутеев был амбидекстром — одинаково хорошо рисовал левой и правой руками. И обеими одновременно. Это его умение приводило в восторг одноклассников младшей внучки Татьяны — художника часто просили выступить в школе с лекцией. «Например, он левой и правой рукой, зеркально, очень быстро рисовал мелом на доске одинаковых собачек, — вспоминает дочь Элеонора Сергеевна. — Дети приходили в восторг».

«Бабушка рядом с ним помолодела, расцвела. И только расстраивалась, когда он втихаря нарушал строгий запрет врачей на курение». Он продолжал рисовать — на салфетках, автобусных билетах. Оставлять трогательные записочки в виде рисунков. Незадолго до смерти перерисовал иллюстрации к книге Чуковского «У меня зазвонил телефон» — на более современные. Но к этому моменту он уже катастрофически терял зрение. Делал наброски, а жена «доводила до ума». Мечтал раскрасить «Чиполлино» — в первом варианте он вышел черно-белым. Не успел. Уже практически ослепнув, дрожащей рукой вывел предсмертный «семейный портрет» — маленький, но сильный цыпленок несет на себе поникшего обессиленного утенка. 

«Он до самой смерти благодарил судьбу за такой подарок, называл бабушку «моя девочка», и даже будучи уже слепым и наполовину парализованным, безошибочно находил ее руку, чтобы поцеловать», — вспоминает внучка Ирина. «Это были удивительные 10 лет, прожитые в любви и гармонии, — продолжает Элеонора Сергеевна. — Уже под конец он не вставал, я вечерами меняла маму, дежуря у его кровати. Порой он начинал бредить. И даже в бреду продолжал заботиться о нас. Например, шептал, что купил чудесные яблоки, а на дворе были голодные 90-е, и говорил, что «надо отнести яблоки Лоре и девочкам». Перед смертью он уже почти никого не узнавал. Только целовал ей руки. А уходя, сказал: «Спасибо тебе, моя девочка…» Владимир Сутеев и Татьяна Таранович умерли в один год. Владимир —8 марта 1993 года, Татьяна — в ноябре. Она не смогла жить без него и быстро угасла — дало знать о себе больное сердце. Похоронены супруги в одной могиле.

       Любовь длиною в жизнь, а сколько сделано параллельно! 
С 1947 года Сутеев стал работать в Детгизе. «Скромно работать, — говорил о себе, добавляя: — Пришлось многое осваивать заново». Сутеев осваивал способ превращения мультфильма в книжку-картинку, а это дается не каждому художнику. Мы все росли на книгах с его рисунками, ведь он иллюстрировал добрую половину детской книжной классики середины прошлого века. С иллюстрациями Сутеева вышли книги Родари, Чуковского, Барто, Маршака, Михалкова и других классиков детской литературы. Помните, какие там были удивительные и теплые рисунки? «Веселых авторов, пишущих для малышей, — мало, а художников, жаждущих нарисовать забавную смешную книжку, — гораздо больше, поэтому волей-неволей пришлось мне самому придумывать сказки и рисовать к ним картинки», — с улыбкой признавался Сутеев. Начал он свою писательскую карьеру с альбома «Сто картинок», весёлых, милых, добрых. 

Следующая книжка вышла в 1952 году, она называлась «Две сказки про карандаш и краски». Корней Чуковский приветствовал её появление рецензией в «Литературной газете». В. Сутеев: «…мне часто задают вопрос: «Скажите, как вы задумываете свои сказки? Что рождается раньше — рисунок или текст?» Думаю, что на этот вопрос не может быть ответа, так же, как и на вопрос: «Что было раньше — курица или яйцо».

Он, по сути, создал некий промежуточный жанр – «книжку-картинку» – соединив динамику и информативную образность мультипликации с, поясняющим и оформляющим сюжет текстом. Сейчас многие пишут, что Сутеев рисовал «первые советские комиксы». Звучит это броско, но не совсем корректно. Всё-таки в комиксах рисунок первичен, он всегда главенствует над текстом (если текст вообще есть). Кстати, подобие комиксов Сутеев тоже рисовал — например, в книжках про пёсика Пифа. Но его сказки рождались именно в тесной взаимосвязи текста и рисунка. Да, текст Сутеева весьма лаконичен и прост, он занимает гораздо меньше места, чем рисунки. Но, в отличие от комиксов, тексты сказок Сутеева можно прочесть и отдельно – свою цельность они не потеряют. Лишившись иллюстраций, эти сказки, в прямом и переносном смысле, блекнут, а то и теряют важную информацию.

Он хотел, чтобы ребенок рос среди шуток и веселья. «Чем больше улыбок, тем больше пользы, — говорил себе Сутеев, сочиняя очередной сюжет.— Соединение незамысловатого текста и смешных рисунков может объяснить детям простые истины гораздо понятнее, чем длинные нотации». Опыт создания мультфильмов помог ему. Раскладывая действия персонажей на мельчайшие фазы, он сопровождал каждую такую картинку кратким текстом, точно повторяющим изображённое. Так делает мама, рассматривая со своим малышом картинки. Его рисованные сказки доступны даже младенцам. В самом деле, вырос ли хоть один малыш без картинок Сутеева? Небо там голубое, трава зеленая, цыпленок желтый, котята белые, черные и серые, и персонажи своим поведением удивительно напоминают самого малыша и этим вызывают любовь и доверие. В его книжках всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить малышу простые жизненные истины.

Изданные книги с иллюстрациями Владимира Сутеева не перечислить. Среди них такие, как: «Это что за птица?», «Под грибом», «Мешок яблок», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал мяу?», «Палочка-выручалочка», «Усатый-полосатый», «Дядя Стёпа», «Веселое лето» В.Берестова, «Айболит», «Яблоко», «Разные колеса», «Тараканище», «Мойдодыр», «Медвежонок-невежа», «Упрямый лягушонок», «Котёнок, который забыл, как надо просить есть», «Одни неприятности», «Спускаться легче», «Где лучше бояться?», «Середина сосиски», «Так не честно», «Хорошо спрятанная котлета», «Меня нет дома», «Эхо», «Тень все понимает», «Секретный язык», «Однажды утром», «Ромашки в январе», «Помощник», «Как щенок Тявка учился кукарекать» и многие другие. 


Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги Д. Родари «Приключения Чипполино», норвежского писателя А. Прейсена «Весёлый Новый год», венгерского писателя Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка», английского писателя Л. Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Международным любимцем детей стал сутеевский щенок Пиф (из книги «Приключения Пифа» в пересказе с французского).

 

Владимира Сутеева порой спрашивали, откуда взялось его сказочное дарование. Он улыбался в ответ, говорил, что всё вышло случайно. Он как-то подумал, что хороших книжек для детей не так много, что он мог бы исправить эту ситуацию. И он её исправил. Книжки Владимира Сутеева стали одними из самых продаваемых сказок в Советском Союзе. Сутеев писал в 1968 г.: «В общем, книжки имели успех у детей и – как это ни удивительно – у взрослых. По устаревшим уже данным Всесоюзной книжной палаты, они изданы общим тиражом (у нас и за рубежом) около 20 млн. экз. и переведены на 36 иностранных языков. Я получаю много писем очень приятного содержания от моих маленьких читателей, а порой от их мам, пап, бабушек и дедушек, которые пишут под диктовку своих малышей. Мне пишут учителя, библиотекари, работники детских садов, инженеры… Особенно взволновало меня коллективное письмо сотрудников детской больницы в Рязани. Врачи, медсестры и няни писали: «…ваши сказки и рисунки помогают нам лечить детей. Даже у самых тяжелобольных они вызывают улыбку. Нам очень нужны такие книги»… Все эти письма — радостная и вдохновляющая награда — большое, настоящее счастье для художника». В 1965 году Владимиру Григорьевичу было присуждено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». 

Остроумные, весёлые, добрые книжки Сутеева знакомы детям всего мира. Книги с его сказками издавались на 50 языках мира в Норвегии, Франции, США, Мексике, Японии, Чехословакии и других странах. Многие его нарисованные герои послужили эскизом при создании игрушек для детей. Иллюстрации Сутеева часто используются для оформления детских садов, детских лечебных учереждений, столовых, магазинов, детских уголков и т.д. Печатаются на полотенцах, носовых платках и других товарах для детей.
Несмотря на свою писательскую карьеру, о мультипликации Владимир Григорьевич тоже не забывал. По сценариям Владимира Сутеева поставлены мультфильмы «Когда зажигаются елки» (1950), «Волшебный магазин» (1953), «Снеговик-почтовик» (1955), «Кораблик» (1956), «Петя и Красная Шапочка» (1958), «Кто сказал «мяу»?» (1962), «Кот-рыболов» (1964), «Хвосты» (1966), «Мы ищем Кляксу» (1969). И сейчас ни один канал в зимние каникулы не обходится без старенькой сказки «Когда зажигаются елки», которая современными детьми смотрится с таким же удовольствием, как теми, кто увидел ее впервые почти шестьдесят лет назад. А сколько малышей отучила бояться уколов история про Бегемота, который прививок как раз боялся, и не счесть… Сценарий мультфильма был написан Сутеевым по сказке Милоша Мацоурека. В 1967 году, на Международном Фестивале детских фильмов в Тегеране, картина получила приз Министерства просвещения Ирана. Наибольшую популярность имели связанные общими героями «Мешок Яблок» (1974) и «Дед Мороз и Серый Волк» (1978). Помните – «Четыре сыночка и лапочка-дочка», «Кто куды, а мы к зайцам», «Тревога-тревога! Волк унёс зайчат»? Надо сказать, что к тому времени Сутеев писал именно сценарии, а режиссурой и собственно анимацией не занимался. Недаром облик персонажей в «Мешке Яблок» в мультфильме заметно отличается от книжного варианта самого автора (что совсем не делает их хуже). В конце 60-х он неожиданно получил международную премию за свой ранний фильм «Петя и Красная шапочка». В Карловых Варах на фестивале мультипликационных фильмов (теперь их принято называть анимационными) Сутеев тоже был удостоен награды. Владимир Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы.
Владимир Григорьевич замечательно понимал детей. На первый взгляд его истории очень просты, но ведь с маленьким ребенком нельзя ни сюсюкать, ни перегружать его сложными понятиями. Для начала достаточно, чтобы он отличал плохое от хорошего, чтобы он переживал за то, как добрые персонажи ведут борьбу с опасными злодеями. При этом эти страшные персонажи не пугают малышей. Они показаны с юмором. Сюжеты сказок просты и незатейливы, понятны даже самым маленьким читателям. Главные герои – животные – думают, разговаривают, переживают, совершают поступки. Через эти образы писатель знакомит детей с миром взрослых людей, показывает им нормы поведения в обществе.
Сказки и рассказы Сутеева — это та «настоящая» детская литература, которая воспитывает. В сказках всегда торжествует справедливость, добро побеждает зло. Сюжет построен так, что юный читатель сам приходит к правильным выводам о том, «Что такое хорошо и что такое плохо». Дружить, помогать друзьям, трудиться, быть смелым и сообразительным — вот чему учат эти книги. Рассказы и сказки Сутеева — просто находка для педагогов и родителей, потому что они насыщены развивающими моментами, их содержание даёт возможность обсудить с ребёнком прочитанное и на его основе уточнить знания и представления ребёнка. Сказки Сутеева легко и ненавязчиво преподают малышам первые уроки доброты, любви к природе, борьбы со злом, способны объяснить малышам простые истины, показать, где правда, а где ложь.
Сказки не только развлекают маленького читателя, но также и воспитывают, развивают его внимание и догадливость. Они о дружбе и взаимопомощи, вымеивают глупость и чванство. Что стоит только история о гусе, который захотел поменять свои части тела на более эффектные и красивые, а в результате превратился в нежизнеспособного гибрида. Ребёнок понимает, что вместо того, чтобы драться за яблоко, его можно поделить, что, проявив изобретательность, можно найти применение колёсам разбитой телеги или обычной палке, валяющейся на дороге. Каждая из сказок несет свет и добро, порицает трусость, жадность и хвастовство. В сказках писателя нет моральных поучений, наставлений, но они содержат нравственный урок, который постепенно воспринимают и усваивают дети. В них есть сострадание и равнодушие («Под грибом», «Мешок яблок»), участие и безразличие («Под грибом», «Мешок яблок», «Елка»), тщеславие и скромность («Умелые руки»), долг и безответственность, добро и зло («Елка»), трудолюбие и лень, щедрость и алчность («Дядя Миша», «Кот‐рыболов»), мудрость и глупость («Яблоко», «Кот‐рыболов»). Писатель ставит своих героев в ситуации нравственного выбора. В качестве ключевых ценностей его сказки утверждают добро, любовь, семью, труд.

Главной темой сказки «Под грибом» являются коллективные отношения, умение дружить, вовремя оказать помощь. Все лесные зверьки и насекомые прячутся от дождика под шляпкой грибка, и всем находится место. Ведь так и должно быть в жизни: никто никого не выгоняет из игры или не сгоняет с занятого места, каждый может слегка потесниться и принять товарища. А это важная мысль для жизни ребенка в коллективе. 

«Мешок яблок» — еще одна умная и мудрая сказка В. Сутеева. В ней дети получают уроки добра, сострадания, щедрости, ответственности, настойчивости, взаимной выручки, дружбы. Папа-заяц собрал для своей семьи мешок яблок. Еле-еле тащит его домой. А по дороге встречает разных зверей, и все просят их угостить яблоками. Никому не отказал добрый Заяц. Зато каждый из зверей сделал в ответ ему подарок. Доброе дело Зайца обернулось добром. Медведь поделился медом, бельчата – орехами, ежик – грибами, коза – овощами. Эта сказка научит маленьких детей щедрости. Поделиться конфетой или печеньем с товарищем или новой игрушкой. Это еще один этап в жизни ребенка.

Сказка Сутеева «Кто сказал «мяу»?» Спал щенок и вдруг услышал странный звук. Он пошел, полный любопытства, узнавать, кто сказал «мяу». И в результате любопытство не довело его до добра. Он должен спастись от злого лохматого Пса, его укусила за нос Пчела. Обиженный, он возвращается домой. Оказывается, надо уметь отличать любопытство от любознательности, которая сочетается с осторожностью. А для малыша это важно. 

На решение проблемы воспитания нравственно‐волевых качеств ребенка, преодоления эгоизма направлена сказка «Яблоко». Писатель показывает свойственные раннему возрасту проявления эгоизма, собственнических чувств и сосредоточенности на себе. Аналогичные сцены наблюдают мамы детей полутора – двух с половиной лет, когда их чада без всяких церемоний отнимают друг у друга игрушки и без борьбы редко расстаются со своей собственностью. В подобных ситуациях взрослый должен учить малыша любить людей, прививать позитивные формы общения с другими детьми, делиться и решать спорные вопросы по справедливости.

Умелое использование образности языка, эмоциональность рассказа и собственные иллюстрации в сказке «Кот‐рыболов» позволили В.Г. Сутееву мастерски нарисовать карикатурные образы героев‐иждивенцев – Волка, Лисы, Медведя. Высмеивая их жадность, алчность, глупость, автор стремится уберечь детей от психологии потребления. Сказка несет важные для воспитания мысли: любой труд связан с дисциплиной, собранностью, напряжением сил; чтобы получить плоды, необходимо сначала потрудиться. Сутеев показывает в своих сказках красоту таких нравственных качеств, как доброта, щедрость, мудрость, справедливость, трудолюбие, сочувствие, умение дружить и прийти на помощь. Он порицает глупость, лень, жадность, трусость, эгоизм, иждивенчество и создает в своих произведениях огромный потенциал для духовно‐нравственного развития ребенка.

Нередко сказки Сутеева представляют собой своеобразные загадки, где намёки на разгадку «прячутся» не в тексте, а в картинках. Например, внимательный ребёнок с удовольствием обнаружит на рисунках «Кто сказал «Мяу»?» прячущуюся кошку и посмеётся над озадаченным щенком. По сказке «Мышонок и Карандаш» можно научить ребенка рисовать. Там последовательно показывается, как из простых элементов (кругов, овалов, треугольников) рисуется туловище котенка. Попробуйте и убедитесь сами, как это легко. Но такая легкость к Сутееву пришла с годами, и далеко не каждый захочет раскрыть тайны своей техники. А ребенок, восторженно рисуя не каляки-маляки, а котика, почувствует себя настоящим волшебником.

Книги В. Г. Сутеева надо не только читать, но обязательно долго рассматривать. Это же настоящие мультфильмы. Только каждый новый кадр остановлен, и на него можно любоваться сколько угодно долго. Иллюстрации Сутеева не только украшают книги. Они еще и дополняют произведения, ведь зачастую словесных портретов в детских сказках нет – автор ограничивается двумя-тремя словами: добрая фея или хитрая лиса. А ведь представить персонаж ребенку еще очень трудно. Поэтому художник в своих рисунках выражает не только внешнее сходство героев, но и старается показать их характер. Любимыми героями художника являются зверята, поэтому Сутеев очень часто бывал на природе и наблюдал за повадками животных, которые потом переносил на бумагу. Все зверюшки имеют характер, кто добрый, а кто и не очень, но все они ярки и хороши, а главное – понятны даже самому маленькому слушателю. Все, что не договаривает, мастер рисует. «Меня всегда занимает вопрос: что думают мои персонажи? Я обязательно должен понять, как они реагируют на происходящие события. Каждый делает это по-своему — уж такой у него характер. Вживаясь в их жизнь, я и нахожу естественные и забавные выражения их «лиц», движения и ракурсы».

Всем известно о его мастерстве изображения животных, теплоте, душевности, трогательности образов. Всё это есть. Но у Сутеева особенное, характерное построение сюжета, характера поведения героев. Они постоянно активно общаются и активно действуют. В самом коротком сюжете Сутеева происходят в связи с этим какие-то, часто неожиданные превращения. Как в настоящей сказке. Некоторое чудо или фокус происходит на глазах у зрителя. Всё на виду, всё просто, ясно, никаких секретов, никакого обмана. И всё же — явное волшебство. Три разноцветных котенка вдруг все вместе становятся белыми, потом черными, потом мокрыми, потом снова такими же, как были сначала. Нарисованные сыр и сосиски на глазах у изумленного мышонка превращаются в кошку. Бесполезные вещи в руках сообразительных зверушек превращаются в полезные («Палочка-выручалочка», «Разные колеса»). Персонажи этих детских книжек не сюсюкают, не дурачатся — они заняты делом. Они могут что-нибудь строить («Кораблик»), или что-нибудь самоотверженно исследовать («Кто сказал «мяу»?»). Короче говоря, все эти нарисованные звери — люди серьёзные, люди творческие.

За всю жизнь Владимир Григорьевич создал не один десяток сказок, мультфильмов, рисунков. В 1968 году Владимир Григорьевич Сутеев, «советский Дисней», «русский Андерсен», талантливый сказочник и добрый волшебник написал в своей автобиографии: «Я счастлив, что посвятил свою деятельность детям». Представить себе детскую литературу и советскую мультипликацию без Сутеева сегодня невозможно — вряд ли найдется в России такой ребенок, который не знаком со снеговиком-почтовиком, не смотрел мультфильм про зайчишку с мешком яблок и не искал вместе с любопытным щенком того, кто сказал «мяу». Сказочные истории Сутеева должны быть в каждом доме, ведь это современная классика! Храните их и передавайте детям и внукам. Потому что они добрые, их герои понятны и похожи на самих читателей, зрителей, потому что персонажи – совершенно живые, потому что приключения этих персонажей всегда хорошо кончаются, а детям, как и нам, нужна добрая сказка «про меня» с хорошим концом, чтобы жить было легче. И сутеевские книжки и фильмы – именно такие. На его добрых и умных произведениях выросло и воспиталось не одно поколение людей. И в нашей современности сказки Сутеева занимают лидерские позиции на полках книжных магазинов. Ведь такие сказки – это целый кладезь знаний, которые автор ненавязчиво и в доступной форме передает малышам. Они учат всему доброму и прекрасному.

Сказки Владимира Сутеева
«Дядя Миша», «Яблоко», «Мешок яблок», «Елка», «Кораблик», «Кто сказал мяу?», «Под грибом», «Разные колеса», «Мышонок и карандаш», «Капризная кошка», «Палочка-выручалочка»,»Цыпленок и утенок», «Кот-рыболов», «Петух и краски», «Три котенка», «Это что за птица?», «Умелые руки», «Про елки», «Мамин праздник», «Про «снегурочки» и снежинку», «Как зима кончилась»,»У всех праздник», «Как я ловил рыбу», «Мы в лесу», «Бабушкин огород», «Мы уже в школе», «Салют», «Мы — артисты», «Про Айболита и Чапкин портрет», «Терем-теремок», «Раз, два — дружно!», «Про Бегемота, который боялся прививок», «Мы ищем кляксу», «Петя и Красная Шапочка», «Петя Иванов и волшебник Тик-Так», «Волшебный магазин».
Мультфильмы по сценариям Владимира Сутеева
«Сказка про белого бычка» (1933), «Клякса в Арктике» (1934), «Колобок» (1936), «Отважный моряк» (1936), «Дед Мороз и серый волк» (1937), «Почему у носорога шкура в складках» (1938), «И мы на олимпиаду» (1940), «Муха-Цокотуха» (1941), «Веселый огород» (1947), «Когда зажигаются елки» (1950), «Зай и Чик» (1952), «Волшебный магазин» (1953), «Стрела улетает в сказку» (1954), «Снеговик-почтовик (Новогодняя сказка)» (1955) — по сказке «Елка», «Это что за птица?» (1955), «Кораблик» (1956), «Миллион в мешке» (1956), «Грибок-теремок» (1958), «Петя и Красная Шапочка» (1958), «Муха-Цокотуха» (1960), «Разные колеса» (1960), «Две сказки» (1962), «Кто сказал мяу?» (1962), «Только не сейчас» (1962), «Тараканище» (1963), «Шутки» (1963), «Светлячок № 4. Наш карандаш» (1963) по сказкам «Капризная кошка» и «Мышонок и карандаш», «Кот-рыболов» (1964), «Петух и краски» (1964), «Пастушка и трубочист» (1965), «Про бегемота, который боялся прививок» (1966), «Хвосты» (1966), «Раз, два — дружно!» (1967), «Мы ищем кляксу» (1969), «Дядя Миша» (1970), «Терем-теремок» (1971), «Мешок яблок» (1974), «Дед Мороз и серый волк» (1978), «Кто получит приз» (1979), «Пропал Петя-петушок» (1986).
Мультфильмы на основе рисунков Владимира Сутеева
«Старт» (1925), «1905-1925» (1925), «Китай в огне» (1925), «Похождения Мюнхгаузена» (1929), «Живые дома (Спор между домами)» (1928), «Дядя Степа» (1939), «Зай и Чик» (1952), «Стрела улетает в сказку» (1954).
Источник информации: http://vokrugknig.blogspot.com/2018/07/blog-post_6.html


Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.