Андрей Алексеевич Усачев — поэт, бард, писатель-сказочник, один из самых любимых современных авторов для детей, удивительный, изобретательный, редкий по таланту. Стихи Усачева входят в школьную программу младших классов. Есть несколько детских учебников под его редакцией. Его имя на обложке книги стало своеобразным «знаком качества» для детей и родителей. Книги Усачёва появляются в каждом доме, где живут дети. Потому что современной педагогикой доказано: с его книгами дети вырастают веселыми и любознательными. Нет такого жанра, где бы он ни работал: песни на его стихи звучат по радио, написана целая серия занимательных веселых учебников, по его сценариям снимают мультфильмы и художественные фильмы для детей. Дети знают и любят яркие истории об инопланетянах и кикиморах, о мышах и драконах, о цифрах и буквах. Даже в его стихах к праздникам нет никакого официоза.
М. Яснов: «Андрей Алексеевич Усачёв — невероятный придумщик: он придумал много-много книг, причём многие из этих многих-многих не совсем обычные: не просто сборники стихотворений, а учебные пособия, или азбуки, или специальные буквари. Но все эти книги объединяет поэтический талант автора: стихи Усачёва забавные, неожиданные, иногда это целые стихотворные истории, поскольку Андрею свойственно сочинять самые невероятные сюжеты и разыгрывать их в размер и в рифму… Чтобы стать придумщиком и рассказчиком, надо немало повидать и испытать. Вот Андрей Усачёв и побывал — дворником, сторожем, охранником на железной дороге, машинистом сцены, уборщиком на пляже, посудомойкой, редактором и вот уже два десятилетия «работает» поэтом.
Но, кроме поэзии, А. Усачёв с большой пользой для нас с вами открывает и другие жанры. Например, сочиняет детские песенки и поёт их под гитару. Или собирает детский фольклор. Или обрабатывает какие-нибудь известные сюжеты, да так, что под его пером они превращаются в смешную пародию, в драматическую сценку или в необычную сказочную повесть. А к тому же пишет пьесы для кукольного театра и сценарии мультиков. «Дракоша», «Весёлая квампания» — это тоже он, Усачёв».
Усачёв о себе: «Родился 5 июля 1958 года в Москве. Время неудачное. Летом все разъезжались кто куда: поэтому ни дней рождений, ни школьных друзей, ни подарков. Не то, что у осенне-зимне-весенних счастливчиков. Москва мне тоже не нравилась: совсем другое дело — дача в Малаховке и деревня Петуховка в Калужской области с лесом, речкой, ягодами, грибами, лошадьми. Но со временем привык. Теперь мне нравится и Москва, и то, что родился летом. Мечтал быть шофером, моряком, путешественником, географом, музыкантом… До двадцати пяти лет не мечтал и даже не думал становиться писателем. Тем более детским. Так получилось.
Образование — среднее и полтора высших: незаконченный Институт Электронной Техники и законченный Калининский Университет (филологическое отделение). Из дополнительных образований — два года советской армии и два года эмиграции. Ни судимости, ни государственных наград не имею. Только кучу литературных премий и почетных дипломов.
Постоянно и сознательно пишу для детей с 1985 года. Первая книжка вышла в 1991-м году. Тогда же был принят в Союз писателей СССР, страны, развалившейся уже через несколько месяцев. За тридцать лет вышло около 300 книг (включая переиздания). Точно не считал. Пишу много. И разное. Стихи, тексты для песен, сказки, повести, пьесы, либретто для мюзиклов, сценарии для телевидения и кино. Переведен на15 языков.
Женат, как в сказке, тридцать лет и три года. Двое детей. Все — и жена, и дети — хорошие. И вообще, на хорошее мне везет: и друзья хорошие, и соседи, и родственники, и Москва, и страна чудесная (иногда даже правительство нравится). И с планетой мне, конечно, здорово повезло. Когда говорят, что все вокруг плохо — не верю. Думаю, что оптимизм у меня не только профессиональный, но и природный. Ко взрослым отношусь с сочувствием. К детям — с интересом. Из них могут вырасти хорошие люди».
Андрей Алексеевич Усачев родился 5 июля 1958 года в Москве. Его отец был рабочим, а мама – директором школы, преподавателем истории. Рос обычным ребёнком. Любил читать сказки — всякие народные: русские, английские… Одной из любимых книг мальчика был «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова. В 6 лет Андрей прочитал книжку, которая ему тоже казалась сказкой — «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо, такую толстую книжку. На мальчика все смотрели с удивлением: читает такую сложную книжку. А ему казалось поразительным: как это человек остался один на острове и как он выживает… Сначала нравились сказки, потом приключения… Жюль Верн, Фенимор Купер. Герои этих книг отважные путешественники, искатели приключений. Они путешествуют по морю и по суше, ищут клады и пиратские сокровища. И мальчику захотелось стать путешественником. Став взрослым, Андрей Усачёв действительно объездил всю нашу большую страну.
Первая проба пера была еще в 16-17 лет, для группы «Ключи», где Усачев выступал барабанщиком. Надо было сочинять песни, и он стал придумывать тексты. Потом группа распалась, а увлечение гитарой осталось. Учился в Московском институте электронной техники, после четвёртого курса ушел в армию и служил в войсках связи. После службы учился в Калининском (Тверском) государственном университете на филологическом факультете, где и начал писать стихи для детей. Большое влияние на Усачева оказало знакомство с творчеством Хармса. Тема его дипломной работы называлась «Поэтика детских стихов Даниила Хармса».
Андрей Усачев вошел в литературную сферу в тяжелое время. Обивал пороги издательств, писал стихи для детских спектаклей, работал на радио. В послужном списке Андрея Алексеевича — работа дворником, сторожем, барабанщиком в ресторане, машинистом сцены в Театре Сатиры, охранником на железной дороге, уборщиком на пляже, посудомойкой, редактором журнала «Веселые картинки». Первая публикация, стихотворение «Планета Кошек», вышла в журнале «Мурзилка» в 1985 году. Выпустить первый сборник детских стихов помог Эдуард Успенский. В 1990 книга стихов «Если бросить камень вверх» получила первую премию на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей. С 1991 г. А. Усачев публикуется в журналах «Веселые картинки» и «Мурзилка». Книга для детей «Очень странный разговор» вышла в 1991 г. в издательстве «Детская литература». Андрей Усачев быстро стал одним из наиболее популярных авторов в отечественной детской литературе. Сначала он сотрудничал с журналами «Пионер», «Весёлые картинки», ездил в командировки от редакции журнала «Крокодил», писал юморески, фельетоны. С 1991 года Усачев уже член Союза Писателей.
Довольно быстро Усачев стал одним из наиболее популярных авторов в отечественной детской литературе. Очень плодотворным был союз с Э. Успенским. Совместно с ним подготовлен том детского фольклора («страшилок») — «Детский ужасный фольклор». А. Усачев разрабатывает дальше направление, предложенное Э. Успенским: «веселая поэзия, сказка + обучение ребенка». Усачев готов «обслуживать» школьную программу и детсадовские праздники, сочинять азбуку в стихах и рифмованную таблицу умножения… Для писателя – это работа, а для читателя – увлекательная игра. Он умеет сочинять стихи и истории об инопланетянах и кикиморах, о мышах и драконах, о цифрах и буквах, о нотах и ПДД. Однажды у писателя спросили: «Когда вы пишете, вы видите какого-то конкретного ребёнка конкретного возраста?» «Нет, не вижу, — ответил он. — Я пишу для себя маленького».
Первые сведения о географии, страноведении и природоведении Земли юные читатели могут получить из «веселого учебника» (так называлась вся серия издательства «Самовар») А. Усачева «Мои географические открытия». Это гениальный антиучебник, который отвергает привычные формы изложения, но при этом учит даже тех, кто не хочет учиться. Например, в главке «Если бы Колумб не открыл Америку» Усачев смог дать историю Америки и рассказать о ее культурном вкладе в историю человечества. Огромный фактический и культурный материал (в 1000 раз больше, чем в учебнике) легко усвоится, так как дан личностно — это «мои» открытия. Личности Поэта и его поэтическому взгляду в этой книге противостоит профессор Чайников, старый знакомый детей, пришедший из «Лекций профессора Чайникова» Э. Успенского. В Примечаниях профессора, сторонника фактов, собственно, и состоит вся школьная географическая премудрость. При переиздании «Моих географических открытий» профессора Чайникова сменил профессор АУ (Андрей Усачев), и вся серия была обозначена «Учебники професора АУ». Этот образ тоже богат смыслами: это внутренний критик, цензор, который, может быть, сидит в каждом, пишущем для детей, это естественная диалогичность мышления. «Весёлая география»: «Что за предмет География, дети? Это наука о нашей планете: Горы, пустыни, моря, океаны, Звери и птицы, народы и страны… Если вы книжку эту прочли, Значит, считайте, всю землю прошли».
«Зоология для детей» — это без малого сотня стихотворений о зверях и птицах, причем тексты расположены в алфавитном порядке и, если нужно, снабжены кратким научно-популярным комментарием Здесь есть не только всем известные хомяки и кукушки, но и луговые собачки, и загадочная чигуирэ, и рысь, которая «прыгает рысью и рысью сидит на елке», а также совершенно экзотические – долгопят, щеткохвост, китоглав, утконос и лягушкорот…
Три книги А. Усачева посвящены развитию фонетического и фонематического слуха у ребенка: «Букварь», «Звукарь» и «Читарь». Без алфавита нам в жизни никак не обойтись. Кому-то ещё только предстоит его выучить. А кто-то, знает его уже давным-давно и наверняка скажет, что запоминать буквы — скучнейшее занятие. Ничего подобного — по крайней мере, если за дело берётся замечательный педагог и выдумщик профессор АУ. Ему-то известно, что за каждой буквой скрывается забавная история, над которой начинающий читатель от души посмеётся.
«Весёлый букварь» поможет выучить буквы, разобраться в отличиях гласных и согласных, букв и звуков, а заодно и понять, чем же так важно чтение. К каждой букве здесь есть по стихотворению-приключению. А что может быть интереснее маленьких смешных историй с забавными картинками?
«Весёлый звукарь»: Там есть топот ног, шум дождя, жужжание мух и даже тишина. Эта книга научит вашего ребенка быстро запоминать, как произносятся и пишутся слоги, которые потом легко укладываются в слова. А еще вы найдете здесь множество веселых стихов, которые превратят запоминание звуков в веселое и интересное занятие! Чтение «Веселого звукаря» не только развлекательно, но и познавательно, и даже — обучательно!
Есть среди книг поэта и «Азбука» — «Первый из учебников для будущих волшебников». В ней уже известный нам профессор АУ дает «буквалистские» комментарии. Появляются новые авторские загадки о Ножике, Ноготках. Поэт привлекает наше внимание к смыслу слов и словообразований.
«Азбука для Буки». Книжка для ребенка 5-6 лет, начинающего учиться алфавиту. Это не просто замечательная сказка-фантастика, а мудрая и обучающая книга! Сюжет чрезвычайно интересен и необычен: в один прекрасный день в квартиру, где живет девочка Аня, через открытое окно влетает маленькая летающая тарелка, из которой появляется инопланетянин по имени Бука и объясняет девочке, что у него кончилось горючее, а на ее кухне пахнет тем самым «топливом», которое ему жизненно необходимо. Ситуация осложнена тем, что он не знает земного названия горючего, правда, он видел, как это пишется, но местная грамота и алфавит для него – темный лес. А сроку отыскать топливо – всего тридцать дней (через месяц «Большая Леталка», которая ждет его на орбите, улетит домой на планету Бук). И тогда девочка Аня решила научить его грамоте. Попутно она рассказывает ему о земных обычаях, флоре и фауне, и т.д. В увлекательной игровой манере книга знакомит малышей с буквами родного алфавита, но не только! Изумительная игра слов, неологизмы, забавные «инопланетные» трактовки знакомых понятий! К примеру, вот как реагирует Бука на картинку белки: «Это не белка! Это – рыжка! Белки – белые…» Или его реакция на изображения бегемота и жирафа: «Это – бегемот?! Это – жираф! Посмотри, какой он жир-ный!.. А у бегемотов длинная шея, и они отлично бег-ают! Поэтому их и называют – беге-моты!» И так вся книга. В конце приведен Буко-русский словарик для того, чтобы правильно перевести инопланетную речь на родной язык.
«Великий могучий русский язык». Сюда включены стихотворения, которые заставляют читателя увидеть свой язык пристально и осмысленно, помогают овладеть разнообразными и просто образными конструкциями, сделать мысль острее, а речь – выразительнее. Автор хотел «играючи» объяснить подрастающему поколению истинный смысл выражений «брать быка за рога», «не ударить в грязь лицом», «гнать в три шеи», «ждать у моря погоды» и многих других. Всё очень просто:
…Идиомы — это фразы,
Смысл которых — МЕЖДУ СТРОК.
Вы поймёте это сразу,
Если ВАРИТ КОТЕЛОК.
Вроде стихи для детей, бездна юмора, а читаешь, не все так просто.
Сам КАШУ ЗАВАРИЛ —
Самому и пробовать:
Сам её пересолил —
Самому РАСХЛЁБЫВАТЬ.
Дело тут не в миске с кашей —
Тут рецепт всей жизни нашей!
От корки до корки
Если б из сыра делали книжки,
Грамоту быстро освоили мышки:
Были б от Пушкина мыши в восторге
И Кафку читали от КОРКИ ДО КОРКИ.
Отцовский урок
Читал дураку наставленья отец.
Сурова была его речь и строга:
– Когда ты ВОЗЬМЕШЬСЯ ЗА УМ, наконец?
Ты должен уметь БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА!
Сын понял буквально отцовский урок.
К быку подошел и схватился за рог…
Но только дурак
ВЗЯЛ БЫКА ЗА РОГА,
Бык сразу же начал
ВАЛЯТЬ ДУРАКА.
Привычные выражения в стихах Усачева звучат по-новому, раскрывая мир русского языка с неожиданной стороны.
Не опускайте руки!
Любой талант —
Он, как Атлант,
Стоит среди высот
И держит на своих руках
Огромный небосвод.
И пусть порою говорят:
Вы не Эйнштейн, и не Сократ,
И не Атлант в науке…
Не верьте, если вы талант —
НЕ ОПУСКАЙТЕ РУКИ!
«Глаза на лоб полезли», «Хлопать ушами», «Не вешай нос!», «Мышиная возня» и многие другие стихи из этой «книги идиом» наверняка сделают упомянутый словарь вашей «настольной книгой». Поэтическая трактовка этих расхожих выражений подчас настолько далека от общепринятой, что остаётся только веселиться. Эту книгу с удовольствием читают и первоклассники, и подростки, и взрослые. Рекомендую читать её вместе с детьми, вместе делать открытия в русском языке, почувствовать вкус слова, посмеяться – что может быть лучше!
«Считарь»: Веселая книга специально для маленьких детей, не умеющих считать. А также для взрослых, не умеющих считать без калькулятора. Теперь никому не придется заучивать таблицу умножения и решать скучные задачки! Стихи профессора АУ помогут подружиться с цифрами, расскажут про сложные и простые числа, а также подскажут, как стать отличником или даже великим математиком. «Таблица умножения в стихах», «Звёздная книга»: Поэтическая астрономия для людей любого возраста.
«Как поймать мамонта? Первобытная история». Это первая книга из серии «Уроки истории». «Уже по названию можно понять, что книга эта совершенно бесполезная. Конечно, прочитав ее, вы можете узнать, какие первобытные люди копали ямы и как ловили мамонтов, но поймать их не сможете. По той причине, что мамонтов просто нет. Так же, как и саблезубых тигров и шерстистых носорогов. А для чего, спросите вы, написана эта история? Для собственного удовольствия и, надеюсь, для удовольствия читателей…» Наш старый знакомый профессор АУ — очень разносторонний учёный. Вы знали, например, что он выдающийся эксперт в области истории? У мудрого профессора здесь найдётся чему поучиться, особенно если речь идёт об истории первобытной. Он поможет нам выяснить, чем занимались Старейшины, во что одевались первобытные модницы, откуда взялись домашние животные и кто стал первым парикмахером. Только не подумайте, что история — это набор унылых фактов и сухих дат. Ничего подобного: с профессором АУ изучение истории станет занятием не только весьма полезным, но и чрезвычайно захватывающим и даже… чуточку несерьёзным!
«Этот древний-древний мир». Название серии «Уроки истории» и научные комментарии профессора АУ предполагают, что её можно отнести к жанру учебников или научных трудов, однако ни тем, ни другим книжка не является. Это скорее сборник юмористических рассказов. Учить историю по ним, конечно, нельзя. Но благодаря игре слов в голову читателя накрепко врастут имена исторических персонажей: Навуходоносор, Тутанхамон, Нефертити… Книга рассчитана не только на детей, но и на взрослых. Недаром тексты из неё были выбраны для «Тотального диктанта — 2016».
Любителям живописи и их детишкам – «Уроки рисования». Профессор АУ преподносит своим читателям новый веселый и красочный урок — урок рисования! Озорной и мудрый профессор зовет нас прогуляться по радуге цветов, узнать, какие разные художники бывают на свете, чем отличается портрет от пейзажа, а импрессионизм от сюрреализма, и кто же, наконец, Самый Великий Художник на свете. «Прогулки по Третьяковской Галерее». Книга как нельзя лучше подойдет для первого знакомства с живописью. Здесь собраны наиболее известные картины Третьяковки, с указанием автора, названия работы и даты создания, представлены работы выдающихся отечественных живописцев – Айвазовского, Васнецова, Врубеля, Левитана, Перова, Репина, Шишкина и других. К 58 картинам Андрей Усачёв написал стихи, которые помогают объяснить ребенку происходящее на картине, – иногда серьезные, торжественные или печальные, а иногда веселые или шуточные. Стихи остроумные, добрые, меткие, они разбудят детское любопытство — это главная задача книги.
Есть ещё «Правила дорожного движения», «Азбука хорошего поведения». Как вести себя за столом, как принимать и дарить подарки, как разговаривать по телефону — ответы на многие важные вопросы ребенок найдет в этой замечательной книге. Вместе с серьезными советами здесь соседствуют юмористические стихи, в которых автор смеется над курьезными ситуациями, которые могут возникнуть, если вовремя не прочитать эту книгу!
Положения Всеобщей декларации прав человека вошли в напряженный и увлекательный сюжет сказки «Приключения маленького человечка». Книга в форме сказки учит людей толерантности и закладывает основы демократии. Эта книга тем более полезна, что обо всех правах человека вы узнаете из сказок-историй. Истории рассказывают о Маленьком Зеленом человечке. Он — весьма достойная личность и прошел большой жизненный путь от тюрьмы до женитьбы на прекрасной леди.
«Сказочные истории» воздухоплавания и мореплавания». Андрею Усачёву «хотелось показать, что нет большой разницы между сказочной и настоящей историей и что жизнь очень похожа на сказку». «Сказочная история воздухоплавания» — фантастически красивая, озорная и полезная книга. На страницах соседствуют герои литературные и реальные, всевозможные авиаторы и зеваки, птицы, насекомые, воздушные шары, драконы, самолёты, летучие рыбы, ползучие гады, индийские йоги и спящие дети. В книге собраны как достоверные, так и сказочные факты истории развития воздухоплавания. Рассказы о махолете Леонардо да Винчи, биплане братьев Райт, «Русском витязе» и «Илье Муромце» конструктора Сикорского соседствуют с волшебными историями о драконах и ведьмах, коврах-самолетах и чудесных полетах на ядре барона Мюнхгаузена. Всё сказочное в ней — серьёзно, а всё научное — нескучно. Андрей Усачёв решил пройти весь путь человечества (на этот раз — по воде) вместе с великими путешественниками, изобретателями, героями сказок и легенд. Проплыть на всём, что может плавать: от плота и кита до лайнера и судов на воздушной подушке.
Сборниками сказок и фантастических историй Усачева зачитывается уже второе поколение детей! Это, прежде всего, – «Умная собачка Соня», «Жуткий детский фольклор», «Оранжевый верблюд». Невозможно не отметить и «Жили-были ёжики», цикл про Дедморозовку, «Приключения Котобоя», интерпретированные для чтения современным ребенком. Они помогают маленьким читателям увидеть себя со стороны, найти гармонию и взаимосвязь себя с природой, сверстниками, взрослыми. Произведения местами ироничные, местами задумчивые, но они обязательно несут в себе искристый смех, веселую жизнерадостность, беззаботную оживленность, мягкую назидательность, что так любимы маленькими читателями.
Даже о совсем несмешных вещах он умеет написать потрясающе весело, примером тому — его книга «Нестрашные страшилки». Книга — сборник стишков о тех, чье «существование» пугает детей: о домовых и оборотнях, Чудах-юдах и людоедах, барабашках и инопланетянах… Но рассказано о всех этих мифических существах совсем не страшно, а очень смешно, потому что автор предлагает маленьким читателям универсальное лекарство от всех их страхов — смех.
В своей сказочной повести «Малуся и Рогопед» автор заводит девочку Марусю, не выговаривающую букву «р», в Зазаборье, страну, где совершает недобрые манипуляции с буквами и словами злой волшебник Рогопед. Усачев создал увлекательное сказочное логопедическое пособие не только для детей с нарушениями речи, но для всех, кто недооценивает значение слова в жизни. Не зря ведь сказано: «Вначале было Слово». Если слово исказить, то из него может родиться искаженный мир – такой, в какой попала девочка Маруся из-за того, что не хотела учиться выговаривать звук «р». В искаженном мире, созданном загадочным Рогопедом, героиню ожидает множество приключений и неприятностей, одолеть которые, как правило, можно лишь, назвав их истинным именем, то есть правильно произнося слова. Эта философская идея до сей поры звучала лишь во взрослой фантастике, а теперь писатель решился донести ее до детей. В результате получилась увлекательнейшая сказка, остроумная и поучительная. По итогам Всероссийского конкурса «Детское читательское жюри» в возрастной категории от 7 до 9 лет лучшим писателем дети назвали Андрея Усачева с книгой «Малуся и Рогопед».
Восхитительная книга баюкальных стихотворений и картин «Колыбельная книга» поможет сладко уснуть вашему малышу и увидеть во сне красочную и добрую сказку. Кот Баюн приглашает погрузиться в приятную дрему в зоопарке или в звездном небе — во сне мы ничему не удивляемся!
«Умная собачка Соня» +продолжение- замечательно веселые повести о «королевской дворняжке» Соне. Собачка Соня очень умная собачка. Почему? Да потому, что она обо всем раздумывает, а если много думать, то непременно станешь умным. Но, несмотря на ее раздумья, а может, из-за них, она постоянно попадает в самые забавные ситуации. Любопытная маленькая Соня задается множеством вопросов: Где живет Эхо? Можно ли поймать кита в ванне? Кто сделал лужу на улице и будут ли этого кого-то ругать?.. На все эти вопросы Соня обязательно найдет ответ и станет значительно умнее. А вместе с ней и дети, которые услышат эту веселую и трогательную историю.
«Жили-были ёжики». Жили-были ёжики: папа Ёж, мама Ежиха и ежата – Вовка и Вероника. Как и со всеми детьми, с маленькими ёжиками происходят весёлые, трогательные и поучительные истории. Ёжики любят ходить по грибы и по ягоды, играть в футбол, плавать в реке и удивляться, узнавая окружающий их мир. Знакомясь со своими соседями – зайчатами, бельчатами, бобрятами и хомячками – ежата начинают понимать, что такое дружба, и учатся ею дорожить. Книга Андрея Усачева «Жили-были ёжики» стала победителем на Первом Международном Литературном Фестивале «Ветер перемен» в Артеке (2007 г) в номинации «Моя любимая сказка».
«Приключения «Котобоя» — четыре истории о команде шхуны капитане Котаускасе, старпоме Афоне и юнге мышонке Шустере. В погоне за богатым уловом они отправятся охотиться на кита, побывают на Северном полюсе. Поиски волшебной золотой рыбки приведут их в Японию, а свадебное путешествие в Египет выльется в сражение с котопоклонниками богини Изиды. Читайте и изумляйтесь!
«Приключения Дракоши» Увлекательная история о настоящем дракончике по имени Дракоша, который вылупился из яйца на самой обыкновенной подмосковной даче, в самой обыкновенной, но замечательной семье Дружининых (яйцо нашли брат и сестра — Паша и Маша) открывает цикл книг «Приключения Дракоши». Во второй и третьей книге трилогии Андрея Усачева и Антона Березина читателя ждут новые приключения Дракоши — теперь уже в городе и в обычной московской квартире. Сумеет ли Дракоша адаптироваться к новым условиям? Найдет ли себе занятие по душе? Поладит ли с соседями? А может быть, станет звездой экрана?
Цикл про Дедморозовку: Далеко на Севере, где-то в Архангельской или Вологодской области, есть невидимая деревня Дедморозовка. В этой деревне и проводит большую часть года Дед Мороз, его внучка Снегурочка, а также их помощники – озорные снеговики и снеговички. Про обитателей деревни Дедморозовки вышло уже несколько книг: «Чудеса в Дедморозовке», «Школа снеговиков», «Мешок со смехом», «Почта Деда Мороза, «Привидение из Дедморозовки», «Олимпийская деревня Дедморозовка» и другие. Эти книжки сразу стали любимы детьми.
«Школа снеговиков». Как-то раз перед новым годом Дед Мороз решил, что ему не хватает внуков-помощников. И они со Снегурочкой слепили 11 снеговиков и 9 снеговичек. И тут его спокойная жизнь закончилась… Помощники Деда Мороза — снеговики и снеговички учатся в специальной школе для снеговиков и постоянно попадают в разные смешные ситуации.
«Чудеса в Дедморозовке» — в первой книге серии рассказывалось о том, как снеговики пошли в школу и как готовились к новогодним праздникам. А как они встретили Новый год и о многом другом, вы узнаете из этой книги. Автор записал ее со слов Деда Мороза. Вы узнаете про самый большой телевизор в мире, про то, как можно использовать северное сияние для освещения и как снеговики проводят лето, чтобы не растаять.
В книге «Олимпийская деревня Дедморозовка» ее жители решили заняться зимними видами спорта и даже придумали новые, например, фигурное рисование, снегобол и сугробол. А Дедморозовка стала настоящей Олимпийской деревней.
«Путешествие на айсберге». Всю зиму снеговики и снеговички учатся в школе, а весной ложатся в спячку. Но только не в этот раз! Дед Мороз уже задумал отправиться вместе со своими помощниками в самое немыслимое путешествие. И пусть Новый год позади, но приключения Деда Мороза только начинаются!
Дело было в Красноярске, на ярмарке, на встрече писателя с читателями. Одна девочка спросила Усачёва: «Почему вы всё время пишете про котов? Не могли бы вы написать и про мышей?» Усачёв замешкался, и вдруг пообещал: «Напишу. А то несправедливо получается». Поэт сдержал слово. Так появилась на свет «Мышарики. Книга мышей для больших и малышей» и «Тысяча и одна мышь». Извечный котово-мышиный вопрос ставит на страницах своей новой, по-настоящему остроумной, доброй и смешной книги знаменитый поэт. Не всякая мышь отважится посмеяться над котом, не всякая осмелится бросить коту вызов… Но если мышей много, если их соберется тысяча и одна и все они выйдут на тропу войны, тогда держитесь!
Одна из отличительных черт творчества Усачева – игра со словом и со звуком. В его поэзии царит свобода интонаций, свобода рифм, словесной игры. Но главное в его рифмах — образ ребенка. Это не объект воспитания, а Личность, раскрывающаяся в общении с живыми и неживыми существами, которые ребенок может оживить, очеловечить: «На дорожке камушек валялся, Камушек, наверно, потерялся. Подниму я камушек руками, Отнесу его каменной маме». В стихах Усачева нередко оживают предметы городской квартиры: рояль, будильник. Андрей Усачев счастливо одарен той филологичностью, которая позволяет ему профессионально работать со словом в любом случае – по велению души и по просьбе издателя. Кажется, этот автор не умеет писать плохо! Он никогда не публикует заведомо скверные тексты, оправдываясь тем, что «такое заказали», «издательство просило поскорее» и пр. Для него профессиональный заказ – это работа. А работу надо делать хорошо.
Кроме стихов, он пишет музыку. Как-то товарищ Андрея Усачева, поэт Петр Синявский, сказал, что пора ему самому попробовать писать песни. «И вот с его подачи, я написал одну песенку, вторую. Он их одобрил. И я стал писать для детей», — сказал в одном из интервью Андрей Усачев. К некоторым стихам он сочинил музыку сам. Музыку на его стихи писали известные композиторы: Максим Дунаевский, Теодор Ефимов, Павел Овсянников, Александр Пинегин. Как-то на одном важном заседании один известный композитор пожаловался, что за последние двадцать лет не было написано ни одной хорошей детской песни. В ответ на это из зала закричали: «Неправда! Послушайте песни Андрея Усачева!». На телевидении прозвучало более 50 песен для детей со стихами и музыкой Усачева. Выпущено 20 аудиокассет с песнями и сказками. Его песни любят исполнять и дети, и профессиональные артисты. Но, конечно, лучше всех он это делает сам. Вроде бы, и голос у Андрея негромкий, и на эстрадную звезду он вовсе не похож. Но выйдет на сцену — и всех завораживает. Потому что в стихах и песнях Усачева юмора и доброты столько же, сколько в самом авторе. И везде он желанный гость — в школах, библиотеках, концертных залах Москвы, Петербурга, Сургута, Норильска.
Талант Усачева многогранен. По всей стране в театрах юного зрителя с успехом идут постановки по его пьесам «Доктор Айболит», «Крылья для Дюймовочки», «Загадка Курочки Рябы» (в соавторстве с М.Бартеневым), «Бык, Осел и звезда» (тоже с М.Б.), «Иван – коровий сын», «Старик – озорник» и другие (общее число пьес – пятнадцать!). Ещё Усачев пишет для кукольного театра. Единолично и в соавторстве им создано более 10 пьес. Они идут в 20 театрах России. На студиях «Союзмультфильм», «Экран», «СТВ» по сценариям и стихам Усачева нарисовано 15 мультфильмов, в том числе один полнометражный, в том числе «Умная собачка Соня» (1991, реж. Вадим Меджибовский), «Девица Бигелоу или жевательная история» (1995, реж. Эльвира Авакян), Рыцарский роман (2003, реж. Эльвира Авакян), «Девочка и крот» (2005, реж. Татьяна Ильина) и «Меню» (2007, реж. Аида Зябликова). Особенно детям полюбился мультфильм по книге рассказов «Умная собачка Соня», в котором очень верно найдена «взрослая» интонация повествования о «детских» мыслях и поступках маленькой собачки. Андрей Алексеевич — автор сценариев 40-серийного телевизионного художественного фильма «Дракоша и Компания». Много работал на телевидении: был автором сценариев телепередач «Спокойной ночи, малыши», в 1995-1996 гг. выпустил около ста передач «Кварьете «Веселая Квампания», сочинял сценарии и многие песни для телепередачи. На протяжении нескольких лет вёл детские радиопередачи «Веселая радиоквампания», «Летающий диван». Писал сценарии Новогодних представлений для детей в Кремлевском дворце съездов и Московской мэрии. Автор названия детского издательства «Самовар».
Он способен вдохновить талантливых художников на создание потрясающих иллюстраций. Доказательством тому являются «кошачьи» книги, созданные в тандеме с В.Чижиковым, и выпущенная издательством «АСТ» («Планета детства») в серии «Малышам» книжка «Веселые истории в картинках и стихах». Если вы любите животных — откройте «333 кота» или «Котографию на память» — хорошее настроение обеспечено!
«РосКОШно иллюстрированное издание»! Перед нами — целый кошачий город — хулиганы, насмешники, лентяи, поэты, музыканты, мыслители и философы…Они живут совершенно как люди: ходят в школу, дерутся, влюбляются. В результате своих многолетних наблюдений за кошками, их нравами и привычками два талантливых человека создали целую планету пушистых особ, каждая из которых отличается выражением морды, изгибом тела, постановкой лап, длиной усов, положением хвоста и жизненной позицией… Благодаря творческому сотрудничеству Виктора Чижикова и Андрея Усачева в этой книге сошлись представители различных слоев кошачьего сообщества: хулиганы и лентяи, спортсмены и музыканты, поэты и художники, мыслители и философы, школьники и пенсионеры… На повестке дня вопросы о кошачьем статусе, кошачьей сытости, кошачьем уюте и обыкновенном кошачьем счастье. Коты ведут светскую жизнь, играют на музыкальных инструментах, удят рыбу и даже выходят на пенсию. Нам как библиотекарям очень близок Кот-библиофил, задремавший под шелест страниц:
Лампа. Ночь. Библиотека.
Пушкин. Лермонтов. Шекспир.
Вальтер Скотт. Толстой. Сенека…
Как прекрасен этот мир!
Под уютным светом лампы
Грея лапы с животом…
До чего же, право, славно
Быть читающим котом!
Книга великолепная! Книга года 2005. Можно с уверенностью заявить, что встреча с котами доставит огромную радость взрослым и детям. Любой читатель найдёт своего кота и обязательно с ним подружится.
В России вышло более 300 книг Андрея Усачева для маленького читателя. Его книги издаются многотысячными тиражами. Общий тираж его книг — более трех миллионов экземпляров. Они переведены на украинский, молдавский, польский, английский, японский, сербский, французский, немецкий, голландский, китайский, корейский, иврит, вьетнамский, тайский. Две книги вышли в Израиле на иврите, две — на Украине, две — в Республике Молдова, есть публикации автора в Польше, Сербии, Японии. Пять книг Андрея Усачева рекомендовано Министерством Образования России для изучения в школах в качестве учебных пособий: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» 1, 2, 3-4 класс, «Декларация Прав Человека», «Мои географические открытия».
Награды, премии
1990 — Первая премия на «Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей» за книгу стихов «Если бросить камень вверх».
2002 — Лауреат «Фестиваля русской сказки в г. Суздале» за книгу «Барабашка, или обещано большое вознаграждение» (в соавторстве с Михаилом Бартеневым).
2002 — Приз 5-го Международного фестиваля анимационного кино «Анимаевка» в г. Могилеве: «За верность детской теме».
2005 — победа в национальном конкурсе «Книга года» в номинации «Вместе с книгой мы растем» за книгу «333 кота» (в соавторстве с художником Виктором Чижиковым).
2005 — Лауреат Фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап» за песни для детей.
2006 — Лауреат Международного конкурса «Петя и Волк» (Вторая премия за музыкальную сказку «Флюм-пам-пам», композитор Александр Пантыкин).
2007 — Литературная премия имени Самуила Маршака.
2009 — Литературная премия им Корнея Чуковского.
2009 — номинирован на Международную премию имени Астрид Линдгрен.
2011 — Литературная премия им. Юрия Коваля.
2012 — Национальная премия «Музыкальное сердце театра» за либретто мюзикла «Алые паруса» (в соавторстве с Михаилом Бартеневым).
2012 — награжден Почетным дипломом Премии Х.К. Андерсена.
Литературные критики и читатели любят Усачева за простые, мелодичные произведения, которые учат детей морали и правилам поведения. Не важно, о чем пишет писатель и поэт Андрей Усачев, главная отличительная черта всех его произведений — искрометный юмор! Советуем всем родителям взять на вооружение замечательные книжки замечательного автора! Стихи к праздникам и на все случаи жизни, легко запоминающиеся, звонкие и весёлые. Занимательные и обучающие книжки, стихи и сказки Усачева позволяют непринужденно и искренне говорить с детьми об очень серьезных вещах. Чего в его книгах больше – увлекательного и веселого или нужного и полезного – предстоит ответить вам. Интересно и для дошкольников, и для младших школьников, и для родителей, — все получат удовольствие от прочитанного.
Сборники стихотворений
1990 — «Если бросить камень вверх»
1994 — «Сны Петушкова»
1996 — «Волшебная Азбука»
1998 — «Мы играли в паповоз»
1998 — «Сказочная Азбука»
1999 — «Шкатулка»
1999 — «Планета кошек»
2000 — «Звукарик»
2003 — «Шуршащая песня»
2003 — «Любопытная Варвара»
2003 — «Шёл по улице жучок»
2010 — «Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачёвым»
2015 — «Что такое День Победы?»
Сборники сказок и фантастических историй для детей
1992 — «Флюм-пам-пам»
1996 — «Умная собачка Соня»
1998 — «Барабашка, или Обещано большое вознаграждение»
1998 — «Жуткий детский фольклор»
2000 — «Звукарик»
2002 — «Оранжевый верблюд»
2003 — «Малуся и Рогопед»
2003 — «Сказочная история воздухоплавания»
2007 — «Жили-были ёжики»
2008 — «Школа снеговиков»
2010 — «Чудеса в Дедморозовке»
2012 — «Приключения „Котобоя“«
2013 — «Бова-королевич»
2014 — «Олимпийская Деревня Дедморозовка»
2014 — «Почта Деда Мороза»
2016 — «Путешествие на айсберге»
2017 — «Азбука собачки Сони»
2017 — «Знаменитая собачка Соня»
Мультфильмы
Сценарист
1991 — «Умная собачка Соня» (реж. Вадим Меджибовский)
1995 — «Девица Бигелоу, или жевательная история» (реж. Эльвира Авакян)
1999 — «Приключения в Изумрудном городе (мультфильм)»
2001 — «Леталка» Весёлая карусель № 33 (реж. Эльвира Авакян)
2003 — «Рыцарский роман» (реж. Эльвира Авакян)
2005 — «Похитители ёлок» (реж. Эльвира Авакян)
2005 — «Девочка и крот» (реж. Татьяна Ильина)
2007 — «Меню» (реж. Аида Зябликова)
2008 — «Прекрасная лягушка» (реж. Эльвира Авакян)
2012 — «Как кричит крокодил» Весёлая карусель № 34 (реж. Эльвира Авакян)
2013 — «Ку! Кин-дза-дза» (соавтор сценария, реж. Татьяна Ильина, Георгий Данелия)
2013 — «Кукарача» (реж. Андрей Желудков)
2013 — «Приключения «Котобоя»
Автор стихов
1993 — «Поливальная машина» Весёлая карусель № 26
1993 — «Если бросить камень вверх» Весёлая карусель № 26
1995 — «Так не бывает» Весёлая карусель № 28
1995 — «Эх!» Весёлая карусель № 28
Композитор
«Веселая карусель №28. ДЕВИЦА БИГЕЛОУ, ИЛИ ЖЕВАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ» (1995)
«ВЕСЕЛАЯ КАРУСЕЛЬ N 33. ЛЕТАЛКА» (2001)
«МУЛЬТИПОТАМ» (2001)
«РЫЦАРСКИЙ РОМАН» (2003)
«БАБКА ЁЖКА И ДРУГИЕ…» (2003)
«КАК КРИЧИТ КРОКОДИЛ (из альманаха «Веселая карусель №34»)» (2012)
Текст песен (стихов)
«ВЕСЕЛАЯ КАРУСЕЛЬ N 28. ДЕВИЦА БИГЕЛОУ, ИЛИ ЖЕВАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ» (1995)
«Князь Владимир» (2005)
Из интервью с А. Усачевым:
Какие вы можете порекомендовать книги, которых мы не читали в нашем детстве?
— Мы не знали двух замечательных авторов, которые считаются классиками мировой детской литературы — это уже упомянутый Дик Кинг-Смит, потрясающий писатель, у него замечательные сказки. И он дожил почти до конца XX века. И второй автор — тоже англичанин, я вообще их прозу люблю — это Роальд Даль. Ну это умереть можно — одна сказка лучше другой! У нас его лучше знают — спасибо фильму «Чарли и шоколадная фабрика», хотя версия Тима Бёртона мне не очень понравилась, это не лучшая его вещь. Но был гениальный фильм «Матильда» с Дэнни Де Вито, который играет скверного папашу, был фильм «Ведьмы». Хорошие фильмы — и книжки потрясающие. Мы такие, к сожалению, не умеем производить.
— Поэтому сейчас издаются, в основном, переводные детские книги?
— Это если говорить о прозе. Вообще, сейчас люди переходят на прозу, поэзия… Нет, она не умирает, поэзия не умирает никогда. Просто она и раньше была только для 3-5% образованного населения. А сейчас на фоне того, что все, вроде, образованные и грамотные, поэзия должна доходить до всех. Нет, она никогда не будет волновать всех. Но детская литература в этом отличается — там поэзия очень хорошо себя чувствует. И в нашей стране мощнейшая поэтическая традиция — и была, и есть. На Западе, насколько я знаю, детская поэзия практически отмирает, по разным причинам. У нас же, наоборот, поэтическая держава — до сих пор. У нас в школах проходят стихи, их учат в детском саду. Ни в одной стране мира не учат стихов в обязательном порядке — даже в той же Англии. У нас у детей есть привычка к повторению стихов — и если мы это потеряем, будет очень жалко, потому что это одна из немногих вещей, которой мы можем гордиться. В нашей литературе и было, и есть огромное количество прекрасных стихов.
— Кого из детских поэтов вы бы назвали среди любимых?
— Был великий Заходер, прекрасный Валентин Дмитриевич Берестов, была замечательная Эмма Мошковская, которую очень мало, к сожалению, знают. Михаил Яснов, Петр Синявский, Сергей Махотин, Григорий Кружков — даже среди живущих сейчас, рядом с нами — огромное количество поэтов мирового качества. Другой вопрос, что поэзия плохо конвертируется. Из молодых — по-моему, одна звезда у нас есть — Галя Дядина из Арзамаса. У нее свои фанаты, ее уже читают повсюду. У нее вышла красивая книжка, которую мы вместе написали — «Звездная книга. Поэтическая астрономия». Люди не могут отличить, где мои стихи и где Галины — и это классно. Есть и звезды не такого яркого сияния — Аня Игнатова в Питере, еще2-3 девочки — все не москвички, кстати. Юлия Симбирская из Ярославля — у нее еще не изданы книги, но в Интернете они уже есть, на сайтах молодых писателей и поэтов.
— А сами вы что читаете?
— Я мало чего читаю — сил нет, работы много. Это как раз к теме «почему люди не читают?» Да вкалывают они! Вообще Пелевина читаю, мне это интересно, это неожиданно. Улицкую, Дину Рубину — это большие писатели. Из иностранных — Умберто Эко мне нравится. Сейчас много всплывает классики, которую мы раньше не знали. Скажем, гениальная вещь Киплинга в переводе Григория Кружкова и Марины Бородицкой — «Пак с Волшебных холмов». У того же Киплинга я прочел «Сталки и компания» — повесть о детских годах в частной школе. Это была любимая вещь Стругацких — в честь Сталки они назвали своего Сталкера. Вот так все время выскакивает неожиданная классика, которую я еще читал — а за новизной не гонюсь. Думал, что хорошо знаю Лескова, а тут обнаружил его публицистику. Прочел целый том пьес Платонова. У нас же Платонов рождается раз в сто лет, сейчас его восьмитомник вышел — я просто умираю.
— А что делать, если ребенку тяжело, он не хочет напрягаться, читает только от сих до сих?
— Не скажу. Моих детей не приходилось заставлять. Мы читали детям — не я, жена, скорее — уже когда они были в пятом классе, шестом. Они, по-моему, класса до восьмого все вместе читали, мне очень это нравилось. Сыну сейчас 27 лет, дочери — 24 года. Дочка в каком-то возрасте перестала читать вообще, а сейчас вдруг снова начала. Сын же, наоборот: в детстве, юности много читал, сейчас почти не читает. И вот поди угадай: выросли в одной семье, слушали одни книги. Ничего нельзя просчитать заранее. Если хочешь, чтобы дети читали — то любым способом нужно находить время: садись с ними, читай. Мы же заставляем детей чистить зубы, умываться. Ты имеешь право не читать что-то, но хотя бы школьную программу. Тут уже надо настаивать.