15 января исполняется 130 лет со дня рождения Осипа Эмильевича Мандельштама (1891–1938). Юбилею не сопутствуют громкие празднования — Мандельштам и сегодня остается «большим поэтом своего круга». Пожалуй, любой интеллигентный человек может процитировать несколько стихотворений Осипа Эмильевича, но всенародной известности у его творчества до сих пор нет. А между тем Мандельштам и был, и есть — одна из крупнейших фигур русской поэзии первой половины ХХ века.
Судьба поэта
У Осипа Мандельштама в некотором роде эталонная судьба поэта, не желавшего идти ни на какие политические компромиссы и за силой собственного творчества не различившего реальной опасности. Мандельштам сложен — и вместе с тем формально конкретен. Возьмите его «Ламарка» — одно из самых непростых для толкования стихотворений во всей русской поэзии. Текст полон множества сложных символов, в нем несколько смысловых пластов, но вместе с тем написан он потрясающе точной, чеканной рифмовкой. Так было с Мандельштамом всегда: современники им восхищались и ценили его, но одновременно поражались силе творческого гения и порой откровенно не понимали. А он был человеком творчества, чистого творчества, который даже собственное мировоззрение укладывал в скупую и емкую стихотворную формулу: «Потому что не волк я по крови своей — и меня только равный убьет».
Стихи Мандельштама невероятно певучи, в них есть явная музыкальная гармония, не зря его строчки уже много лет так любимы бардами. Свыше полусотни стихотворений Осипа Эмильевича стали песнями — у одной только «Бессонницы» пять разных музыкальных версий. Любовь к Мандельштаму, в советские годы входившему в корпус «забытых поэтов», была своеобразным «паролем для своих», родных по духу знатоков поэзии и — в том числе — печальных страниц отечественной истории.
Больше, чем поэт
Мандельштама любили и рок-музыканты: то тут, то там на сейшенах семидесятых кто-то передавал кому-то затасканный ксерокс его эмигрантского сборника. Книжки выдавали на одну ночь, передавали как святыню, а строчки — без указания автора — переписывали в тетрадки и учили наизусть. Самому Осипу Мандельштаму такая связь с миром музыки понравилась бы невероятно — он от природы был фантастически музыкален. Даже в нотной записи видел внутреннюю поэтику и писал, к примеру, так: «Нотное письмо ласкает глаз не меньше, чем сама музыка слух. Черныши фортепианной гаммы, как фонарщики, лезут вверх и вниз…» Он называл музыку первоосновой жизни, которая «содержит атомы нашего бытия». Современники вспоминали, с какой страстью Мандельштам отдавался прослушиванию музыки, часто посещая концерты. Да и просто при малейшей возможности услышать пение или музицирование он всегда оказывался тут как тут. Даже собственные стихи читал, не просто ритмизуя, а как бы пропевая строчки. Волошин вспоминал: «Мандельштам не хочет разговаривать стихом — это прирожденный певец».
Музыка в стихах
И тем прекраснее, что в год юбилея поэта вышел трибьют-альбом «Сохрани мою речь навсегда». Это название было выбрано не случайно, фраза является первой строчкой его стихотворения 1931 года. В трек-лист вошла 21 оригинальная композиция, участие при написании которых приняли 23 музыканта. Стоит отметить, кто каждый из исполнителей самостоятельно выбирал стихотворения одного из крупнейших русских поэтов 20-го века. Кстати, оригинальная идея увековечить память творческого человека принадлежит главному продюсеру трибьюта кинорежиссёру Роману Либерову. Трибьют доступен на всех стриминговых сервисах. В записи альбома приняли участие российский певец Леонид Агутин, выступающая в качестве современных художников из Санкт-Петербурга группа Shortparis, певица Алина Орлова, грузинский музыкальный коллектив MGZAVREBI, Илья Лагутенко и Kudamir Katitsa, певица IOWA, OQJAV, Женя Мильковский, «Сансара», рэпер Noize MC, «Порнофильмы», Билли Новик & Петербургский Джазовый Актив, Zoloto, Alina Pash, группа «Свидание», «Курара», Daniel Shake, композитор Александр Маноцков, Tequilajazz, а также О!Марго и Катя Павлова. Стоит отметить, что все треки в музыкальном альбоме представлены слушателям в порядке дат написания произведений: от самых ранних (1906 года) к более поздним (1937 году). Завершает «Сохрани мою речь навсегда» композиция на «Стихи о неизвестном солдате» в исполнении российского рэпера Oxxxymiron.
— Наш замысел родился от любви к Мандельштаму и казался невыполнимым. Но та же любовь, что его родила, дала настойчивость нам объединиться и работать, преодолевая трудности. Вышло настоящее чудо — причём, объёмное: от меланхолического диско до рэп-пророчества. Да, класть стихи на музыку опасно. Осознавая это, мы все вместе думаем, что речь Осипа Эмильевича сохранить удалось, — поделился мнением о проекте продюсер трибьют-альбома Роман Либеров.
Однако на достигнутом команда проекта останавливаться не собирается. До июня 2021 года каждую неделю на официальном сайте проекта om130.ru и официальном Youtube-канале Red Pepper Film будут появляться клипы на каждый трек. Первый клип из них под названием «Среди лесов, унылых и заброшенных…» (1906) Alina Pash можно увидеть уже сегодня.
Молодое поколение, увы, не читает стихов и, возможно, не знает Мандельштама. Но если «Сохрани мою речь навсегда» позволит открыть для себя великого поэта — тогда задача окажется выполненной. Хотя бы на малую долю от того признания, которого он, бесспорно, заслуживает.
Для всех, кто хочет познакомиться с жизнью и творчеством замечательного поэта серебряного века -Осипом Мандельштамом приглашаем в Малиновскую библиотеку.