ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ!!!📚🌺

 Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой..

19 января  1900 года родился автора этих известных строк, русский советский поэт, поэт-песенник, прозаик, переводчик Михаил Васильевич Исаковский. Его поэтическое наследие в своем объеме весьма скромно – им написано всего около двух с половиной сотен стихотворений. Но число стихотворений Исаковского, которые стали песнями, впечатляет – их свыше ста. Такого не знала история не только русской, но и мировой литературы.Многие его песни и в наши дни воспринимаются, как народные – «Одинокая гармонь», «Услышь меня, хорошая», «Лучше нету того цвету», «Огонек» – эти песни на стихи Исаковского поют уже более 80 лет. А есть ещё: «Дан приказ ему на запад», «Каким ты был, таким остался», «Ой, цветет калина», «Летят перелетные птицы», «Враги сожгли родную хату»… Но если выбирать какое-то одно стихотворение для его представления, то это будет, конечно же, «Катюша».
А что нам известно о жизни Михаила Васильевича? Разве, что она  не была безоблачной, несмотря на большое общественное признание.
Михаил Васильевич Исаков – такова настоящая фамилия поэта – был ровесником века. Он родился в деревне Глотовка Ельнинского уезда (ныне Смоленская обл.) и был предпоследним, 12-м ребенком крестьянской семьи. Отец будущего поэта, Василий Назарович, был, что называется, с «золотыми руками» — мог и поле вспахать, и печку сложить, и стол со стульями смастерить. А ещё — что было редкостью для крестьянина — владел грамотой, благодаря чему получил должность почтальона и проработал им 15 лет. По газетам и журналам, которые раз в неделю привозил отец, Михаил самостоятельно научился читать и писать. А в 10 лет, будучи единственным грамотным парнем на всю округу, по просьбе односельчан писал письма их родственникам. Так что его особые отношения со словом начали складываться с ранних лет. В земскую школу Михаила, деревенского вундеркинда, приняли сразу во второй класс. В 1914 году один из школьных учителей, распознавший в юноше поэта, послал его стихотворение «Просьба солдата» в московскую газету «Новь», где оно было напечатано. Так состоялся дебют Исаковского. Благодаря пособию от земской управы, Михаил смог начать обучение сначала в смоленской, затем в ельнинской гимназии. Потом он работал учителем в деревенской школе, которую до этого закончил сам. Но карьере педагога предпочёл журналистику. После октябрьских событий 1917 г. Исаковский ненадолго возглавил губернскую газету. А затем десять лет Михаил проработал в смоленской областной газете, на «литературных страницах» которой регулярно печатались его стихи. 
Первый серьезный сборник поэта «Провода в соломе» вышел в 1927 г. в Москве. На него обратил внимание Максим Горький. И в начале 30-х гг. Михаил переезжает в столицу по приглашению издательства «Крестьянская газета». В Москве он редактирует журнал «Колхозник». Однако болезнь глаз, которой он страдал с детства, начала прогрессировать. Зрение падает, и Михаил принимает решение оставить работу в издательстве, полностью сосредоточившись на литературном попроще.
К тому времени 31-летний Михаил уже не сомневался в своем призвании поэта. Потом он напишет: «Началом своей сознательной деятельности я считаю 1924 год, именно в этом году я написал несколько стихотворений, которые хоть и были далеко не совершенными, но заключали в себе определенный поэтический замысел… Я как бы впервые почувствовал, что такое поэзия, и понял, какой линии мне надо держаться, к чему стремиться, по какой дороге идти».
 «Вообще поэтом-песенником, как меня теперь называют, я сделался случайно, – рассказывал поэт. – Дело было так. Кажется, в 1935 году я пошел в кино в Москве. Киножурнал был посвящен художественной самодеятельности колхозов. Вышел хор, и я услышал, что поют на знакомые мне слова. Я узнал свое стихотворение «Вдоль деревни». Оказалось, что Хор имени Пятницкого взял это стихотворение из школьной хрестоматии и положил на музыку. Затем песня пришла в деревню, где ее запели. Позже я встретился с руководителем хора. Он меня попросил дать ему еще что-нибудь. Я предложил ему стихотворение, которое стало потом песней, — «Дайте в руки мне гармонь, золотые планки». А вскоре появилась моя песня «И кто его знает». Так началась, если можно так выразиться, моя песенная карьера…».
Первые две строчки «Катюши» были написаны в самом начале 1938 года. Но дальше работа застопорилась. Поэт не знал, что же дальше делать с Катюшей, которую он заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. И отложил стихи. Весной в редакции газета «Правда» поэт впервые встретился с композитором Матвеем Исааковичем Блантером. Композитор сразу же стал выспрашивать у Исаковского, нет ли у него каких-либо стихов, на которые можно было бы написать музыку. Михаил Васильевич вспомнил про начатую «Катюшу» и передал ее Блантеру. Скоро он забыл об этом, не веря, что из его незаконченных стихов может что-либо получиться. По-другому отнесся к незаконченным стихам композитор, и летом, встретившись с Михаилом Васильевичем, сказал, что музыку «Катюши» он написал, что песня вроде бы получилась, но необходимо дописать слова. Вскоре текст «Катюши» был закончен Исаковским, и песня начала свое шествие. Премьера «Катюши» состоялась в Колонном зале Дома Союзов в 1938 г., песню исполнила Валентина Батищева в сопровождении Государственного джаз-оркестра. Блантер вспоминал: «Когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела «Катюшу», в зале стоял стон от аплодисментов». Певице пришлось исполнить песню трижды.
Во время Великой Отечественной войны эта песня обрела второе дыхание. Ее даже называли «оружием», которое способствует поднятию народного духа. Считается, что и знаменитая боевая машина БМ-13, чудо-оружие Красной армии, была названа так именно в честь песни «Катюша» — мол, впервые залп по врагу из БМ-13 батарея капитана Флёрова сделала на крутом речном берегу, совсем как у Исаковского.
Годы Отечественной войны Исаковский провел в эвакуации в Чистополе. В этом небольшом городке он написал знаменитые песни «В прифронтовом лесу», «Ой, туманы мои, растуманы», «Огонек», «Где ж вы, где ж вы, очи карие», «Лучше нету того цвету», которые в 1943 году были удостоены Сталинской премии. Лирика Исаковского тех лет – настоящая поэтическая летопись войны, его стихи и песни стали фольклором.
А после Победы появилось стихотворение «Враги сожгли родную хату». Но власти сдержанно восприняли это произведение. По радио песня прозвучала лишь однажды. Считалось, что после войны советский солдат должен радоваться Победе, а не горевать. Вновь песня в исполнении Марка Бернеса прозвучала лишь спустя 15 лет — в 1960 г. К счастью, сохранилась телезапись, на которой Бернес поет трагические строки:

  Враги сожгли родную хату,

  Сгубили всю его семью.

  Куда ж теперь идти солдату,

  Кому нести печаль свою?

Камера скользит по лицам присутствующих в телестудии фронтовиков. У всех по щекам текут слезы. Это можно понять — ведь даже сегодня единицы способны сдержать эмоции, слушая эти строки. С тех пор песня часто звучала по радио и ТВ.
В послевоенные годы поэт продолжает создавать слова песен, любимых всей страной: «Услышь меня, хорошая», «Снова замерло все…», «Летят перелетные птицы» и другие. По своей форме и языку поэзия Исаковского всегда отличалась ясностью, народностью и музыкальностью.
За свою полувековую творческую биографию Исаковский написал более 250 стихотворений. Десятки из них благодаря песням люди знают наизусть. В своих наставления к молодому поколению поэтов Михаил Васильевич призывал их писать «чистым, ясным, народным языком».
Тяжелая болезнь глаз отягощала часы, проводимые поэтом за письменным столом, поэтому он обдумывал каждое стихотворение устно, вынашивал стихи. Исаковский не устанавливал сроков и не любил, когда его ограничивали во времени. Известно, что специально для фильма он писал стихи лишь однажды – когда с И. Пырьевым и с И. Дунаевским работал над «Кубанскими казаками». Песни из фильма стали всенародно любимыми, последующая критика и забвение картины не коснулось песен. Именно  в связи с песнями «Ой, цветет калина…» и «Каким ты был, таким остался…» чаще всего вспоминают картину «Кубанские казаки».
Кроме поэзии Исаковский писал и теоретические работы о литературе. Одна из самых успешных его книг «О поэтическом мастерстве» включает письма к молодым стихотворцам, в которых поэт советует писать чистым, ясным, народным языком.
А еще Михаил Васильевич занимался литературными переводами с украинского, белорусского и венгерского языков. А на склоне лет написал книгу «На Ельнинской земле: Автобиографические страницы».
 Поэт скончался 20 июля 1973 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. А за шесть лет до этого Александр Твардовский, размышляя о судьбе старого друга, запишет в дневнике: «Поэт не обязан быть великим – достаточно быть подлинным, незаменимым на своем месте». Точнее об Исаковском не скажешь.

Источник:https://alisa2002marina.blogspot.com/2020/01/blog-post_19.html



Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.