Долгое эхо Анны Герман
Анна Герман – это поистине уникальная исполнительница. Ее проникновенный голос, запоминающийся репертуар, а также тонкий аристократизм, который стал основой всего сценического образа, сделали ее одной из самых популярных актрис своего времени. Сегодня этой яркой певицы уже нет с нами, однако песни этой исполнительницы все также любимы миллионами слушателей в разных уголках России и за ее пределами. Самой любимой своей песней Анна Герман называла «Надежду». Её подарила певице композитор Александра Пахмутова.
«…Я услышала её, эту песню, в Москве, в свой первый приезд. И потом записала. Понимаете, она универсальна, эта песня. Она подходит всем. В ней то, что волнует всех людей. Разлука, желание понять друг друга. Радость, которую дарит жизнь. Когда я летела в Москву на Дни польской культуры, со мной в самолёте был наш первый польский космонавт, очаровательный человек. Так он мне сказал, что у космонавтов есть традиция. Перед отлётом они слушают эту песню. И хотя её записали многие исполнители, они слушают именно меня. Я была страшно гордой, когда узнала об этом. Хотя это и не в моей натуре. Просто очень обрадовалась… Понимаете, они прощаются с Землёй, ведь не знают на 100 процентов, вернутся ли. И важен не последний разговор, не объятия с женой, – хотя, может быть, им нельзя туда, жёнам? – но все равно, важна эта песня, обещание жизни, надежда… Они хотят верить, что все будет хорошо…»
Анну Герман часто спрашивали: «Откуда вы так хорошо знаете русский язык? Вы говорите почти без акцента, а поете даже более «по-русски», чем иные из наших соотечественников». Обычно она отшучивалась. Но иногда глаза ее становились мечтательно-грустными, и она отвечала более конкретно: «А как же может быть иначе? Я родилась в Советском Союзе, там прошло мое детство. Мой родной язык – русский».Прапрадед Анны по отцовской линии, лет сорок проживший на хуторе, на юге Украины, отправился в дальний путь, в Среднюю Азию, где и поселился навсегда. Там, в маленьком городке Ургенче, познакомились и поженились бухгалтер мукомольного завода Евгений Герман и учительница начальной школы Ирма Мартенс, предки которой были переселенцами из Голландии. Отца Аня почти не помнила: ей было всего два с половиной года, когда он исчез из ее жизни навсегда. Евгения Германа арестовали по ложному доносу в 1938 году. Все попытки доказать его невиновность в то время оказались безуспешными. И только в 1956 году он был полностью реабилитирован.Шел 1935 год. Кем станет их ребенок, как сложится его судьба, будет ли он здоров и счастлив? Об этом часто шептались по ночам готовящиеся стать родителями молодожены. Их первенец – девочка – появилась на свет 14 февраля 1936 года. Она не доставляла родителям особых хлопот. Анна росла спокойным ребенком, плакала редко, первое свое «ма» произнесла в восемь месяцев, а через три недели сделала самостоятельный шажок. Однажды шестилетнюю Аню мама взяла на концерт известного пианиста, приехавшего на гастроли в Ургенч. В отличие от других малышей, Аня весь концерт просидела как завороженная. Она, не отрываясь, смотрела на пианиста, сильные руки которого неистово ударяли по клавишам. После концерта девочка начала буквально приставать к маме, чтобы та купила ей пианино. Аню отвели к знакомой учительнице музыки. Та, прослушав девочку, улыбнулась: «У нее абсолютный слух, ей надо заниматься, может выйти толк». Аня начала учить с ней нотную грамоту, но тут началась война, и о музыке забыли. В дом часто приходили польские солдаты, и один из них (как ни удивительно, его имя было Герман) полюбил мать Анны. Свадьбу сыграли через месяц. А потом, спустя еще три, его проводили на фронт. В первом крупном сражении под Ленино Герман погиб. Еще несколько месяцев назад Аня и не предполагала, как круто изменится ее судьба. Не думала, что уедет из родного Ургенча. Почтальон постучал в окно, когда его перестали ждать, – спустя два месяца после Дня Победы. Это было письмо. О смерти Германа написал фронтовой товарищ, который и предложил Ирме поехать в Польшу, но родственников мужа найти не удалось.
Когда Аня училась в пятом классе, мама взяла ее на новогоднюю елку для малышей. Их встретил веселый Миколай – польский Дед Мороз – и, как бы оправдываясь, сказал, что Снегурочка заболела. Вместо нее согласилась петь Аня. Сама Анна Герман говорила, что почувствовала тягу, точнее, необходимость петь лишь на последнем курсе геологического факультета Вроцлавского университета. В некоторой мере именно этот ВУЗ стал для нее ступенькой к музыкальной сцене. Здесь она активно участвовала в художественной самодеятельности и даже стала одной из ведущих актрис студенческого театра «Каламбур». Мама же и бабушка утверждали, что она пела с детских лет. Первый человек, абсолютно убежденный в том, что Анна должна стать именно профессиональной певицей, – ее школьная подруга Янечка Вильк. Не будь ее, геология получила бы талантливого инженера, а искусство, возможно, так и не узнало выдающейся певицы. Никто ведь не заставлял Янечку стучаться в двери дирекции Вроцлавской эстрады и требовать, просить, умолять, чтобы непременно прослушали ее давнюю подругу Аню Герман. Аня стояла перед комиссией, во главе которой сидел вроцлавский актер Ян Скомпский… Затем она вышла к Янечке в коридор, а через пятнадцать минут подошел Скомпский: «Анна Герман, мы зачисляем вас в постоянный штат Вроцлавской эстрады. Вы будете получать сто злотых за концерт. А их в месяц будет примерно сорок». Сначала она так растерялась, что не могла вымолвить ни слова. И вдруг она совершенно отчетливо осознала, что случилось то, о чем она втайне мечтала, что казалось ей фантастикой, но сбылось! В 1963-м году Анна Герман выступила на знаменитом фестивале в Сопоте, в рамках которого заняла третье место. После этого молодая певица выступила также на Всепольском Фестивале эстрадных коллективов и, в конце концов, стала его главным триумфатором.
После этого были другие конкурсы и фестивали, которые позволили Анне Герман уже в молодости стать известной польской певицей. В 1966-м году певица выпустила своей первый альбом «Tańczące Eurydyki», а уже три года спустя – его русскоязычную версию «Танцующие Эвридики». С этого момента певица начинает медленно покорять Советский Союз. Она часто появляется на телевидении и часто выступает на различных музыкальных фестивалях. В этот период ярыми поклонниками ее таланта становятся такие известные композиторы как Александра Пахмутова, Оскар Фельцман, Владимир Шаинский, Арно Бабаджанян, Ян Френкель, Евгений Птичкин и многие другие. Благодаря написанным им композициям, певица приобретает большую популярность в Советском Союзе и начинает фактически жить «на два города», чередуя поездки во Вроцлав с визитами в Москву. В этот период пластинки певицы выходят одна за другой. При этом стоит отметить, что многие из них были записаны не только на польском, но и на русском языке.
В 1966 году Анна Герман заключила с итальянской студией грампластинок CDI трехлетний контракт, включающий в себя запись пластинок и участие в различных фестивалях. Ее администратором и в то же время аранжировщиком стал Ренато Серио.
Вечером 27 августа 1967 года он пришел к Анне и увез ее на выступление. Ренато не заметил, как скорость на спидометре перескочила на цифру 100, потом поползла дальше… Он не сразу осознал, что теряет управление, что руль уже не слушается его, а машина с жутким свистом куда-то летит и страшный тяжелый удар настигает его… Их нашли под утро. Водитель грузовика остановился около разбитого «Фиата», в котором без сознания лежал Ренато. А метрах в двадцати – окровавленная молодая женщина, как спустя двадцать минут установила дорожная полиция, – польская артистка Анна Герман. Первое что она услышала, как сказали по-русски со слезами облегчения: «Слава Богу, жива!». Сознание к Анне вернулось на двенадцатый день.
В этот сложный в жизни Герман период рядом с ней оказался инженер Збигнев Тухольский, с которым она познакомилась за семь лет до катастрофы, он выхаживал певицу и заботился о ней. Затем был тяжелый перелет в Польшу, где в 1972 году и состоялась свадьба Анны Герман и Збигнева Тухольского. Ирма и Збышек читали ей письма и телеграммы, которые сотнями приходили в Министерство культуры. Незримая поддержка изменила к лучшему настроение Анны. И хотя врач бодро уверял, что все идет нормально, Анна знала, что он беспокоится по поводу маленькой опухоли на левой руке около плеча. Она еще не знала, что онколог подозревает у нее начальную форму рака кожи. Требовалось немедленное хирургическое вмешательство. Анне еще одна операция показалась пустяковой по сравнению с теми, которые ей пришлось перенести.
Наступил долгожданный день, когда можно было распрощаться с больницей! Теперь Анна могла смотреть интересующие ее телевизионные программы. Естественно, ее волновала эстрада, и она с нетерпением ждала так называемые развлекательные передачи. Но Анны в эфире не было, и с этим предстояло смириться… Редактор фирмы «Мелодия» Анна Качалина помогла набрать новый репертуар для певицы, в котором нашлось место для песен Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. Фонограммы Герман записывала с первого дубля, на концертах принципиально выступала только «вживую».
27 ноябре 1975 года почти в сорок лет Анна родила сына. Назвали его Збышеком. Врачи говорили певице, что рожать нельзя, могут быть последствия… Но они с мужем так этого ждали. Эти двое заслужили своего продолжения.
В 1977 году по специальному приглашению режиссера Евгения Семеновича Матвеева Герман записала песню «Эхо любви» Евгения Николаевича Птичкина для кинофильма «Судьба». Эту же песню в дуэте со Львом Валерьяновичем Лещенко певица исполнила на фестивале «Песня-77». Эта песня также стала популярным синглом советской песни конца 70-х, начала 80-х годов XX столетия.
В конце 1970-х годов популярность Анны Герман в СССР была огромной. В год она давала более 100 концертов по всей стране, участвовала и во многочисленных советских фестивалях — «Мелодии друзей», «Дружба молодежи» и др. В 1977 году состоялось историческое выступление Анны Герман на финале фестиваля «Песня года» с песней Владимира Яковлевича Шаинского «Когда цвели сады». Устроенная зрителями продолжительная овация в зале заставила организаторов фестиваля выйти за жёсткие рамки телевизионного эфира и песня была исполнена «на бис».
В конце 1970-х годов врачи обнаружили у неё онкологическое заболевание. Первые признаки неизлечимой болезни появились в 1979 году, в Алма-Ате: во время концерта певице внезапно стало плохо. В сентябре 1980 года, будучи тяжело больной, она совершила свои последние гастроли в Австралию, во время которых выступила практически во всех крупных городах континента. После этой концертной поездки Анна Герман снова попала в больницу. Операция следовала за операцией. И вновь врачи поражались ее терпению, ее «умению» переносить физические страдания. 26 августа 1982 года в Варшаве на сорок седьмом году жизни певица умерла. И все-таки Анна Герман вышла победительницей из этой схватки со смертью. Своим мужеством и жизнелюбием она доказала, что физическая смерть не властна над подлинным талантом и тем, что для поклонников соединилось с ее обликом и голосом, голосом «Надежды».
За свой многолетний труд Анна Герман была удостоена Ордена за возрождение Польши, а также многих наград в СССР.
«Наш мир теперь такой суетливый, — говорила Анна Герман. — Нам некогда даже сказать своему близкому и дорогому человеку, который живёт рядом, что мы его любим. Или обнять, поцеловать, когда он приходит с работы. Вокруг как будто страшно много важных проблем, которые нужно тут же решать. А вот сказать самое главное – некогда, отходит на задний план. И я подумала: вот теперь, когда я на целых два часа завладеваю вниманием людей, их сердцами, я буду петь про любовь. Мы с этим чувством приходим в мир, и с ним уходим. И кто бы ты ни был – директор, министр или простой крестьянин – все хотят любить и быть любимыми. И это главный мотор, который нас двигает вперёд в этой жизни».