АНДРЕЙ МИРОНОВ: ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ
7 марта 2021 года исполнилось 80 лет со дня рождения замечательного советского актера театра и кино Андрея Александровича Миронова.
Наверное, нет в нашей стране ни одного человека, который бы не знал и не любил этого великолепного актера, вся жизнь которого прошла на сцене и была отдана искусству и, конечно же, нам зрителям, которые любили и продолжают его любить всей душой, хотя со дня его безвременного ухода минуло уже почти 33 года.
Андрей Миронов – легенда отечественного кино. Он по сей день обожаем миллионами поклонников нашей страны. Андрей Миронов не любил таких высоких эпитетов, как «популярный» или «звезда», о чем не раз говорил в интервью: «Популярность… Слово-то какое-то сомнительное. Мы же не скажем «популярный пианист Святослав Рихтер»… Такие слова, как «известный», «признанный», приятнее, не так ли? К слову «звезда» тоже отношусь иронически. В чем проявляется эта «звездность»? В том, что меня узнают на улице, в автобусе и на вокзале не только в Москве, но и в Норильске? Эта популярность еще не определяет истинную значимость того, что я делаю и что сам считаю особенно важным. Популярность, как правильно заметил один умный человек, лишь поначалу кажется судьбой, потом нередко превращается в иронию судьбы, которую до поры до времени поддерживают печать, радио, телевидение и горячность особенно преданных почитателей. Я такой же, как все. И работаю, как все».
Родился Андрей Миронов поздним вечером 7 марта 1941 года в Москве в семье известных эстрадных артистов Марии Владимировны Мироновой (1911−1997) и Александра Семёновича Менакера (1913−1982).
Родители решили записать дату рождения сына 8 марта, в честь женского праздника. На тему этой даты родители даже исполнили репризу: «Андрей — подарок женщинам в Женский день 8 марта». Через несколько месяцев после рождения Андрея началась война. Театр миниатюр, где играли родители, эвакуировали в Ташкент. Там маленький Андрюша серьезно заболел. Врачи подозревали у него тропическую дизентерию. Мария Миронова вспоминала: «Это были бессонные ночи, когда я слушала, дышит он или нет, и мне казалось, что уже не дышит. Он лежал на полу, на газетах, не мог уже даже плакать. У него не закрывались глазки. Я жила тем, что продавала с себя все». Детство Миронова было вполне обычным для того времени. Мальчик гонял мяч, постоянно бегал смотреть кино, собирал значки и обожал мороженое. В школе же он был лидером и заводилой, учился средне, но не любил точные науки. Дебют Андрей Миронова в кино мог состояться уже в 11 лет. В 1952 году в Пестов приехал снимать фильм-сказку «Садко» Александр Птушко. Для массовок он отбирал детей, куда и попал Андрей Миронов. Ему предстояло сыграть нищего. Однако на голое тело чистоплотный мальчик не рискнул надеть рваную одежду, и в дырах можно было увидеть модную тенниску. Режиссер увидел это и Андрея с площадки попросили.
До 12 лет воспитанием Андрюши занимались няня Анна Сергеевна и домработница Поля. В его речи проскальзывали: «утойди» и «нонича». Но основное влияние на мальчика оказывали близкие друзья семьи: Михаил Зощенко, Валентин Катаев, Борис Ефимов, Вера Марецкая, Фаина Раневская. Одним из таких был Леонид Утёсов — он очень любил Андрюшу, дарил ему разные дудочки и скрипочки, а тот их всегда ломал. Утёсов это огорчало.
Из воспоминаний сводного брата Андрея Миронова Кирилла Ласкари: «Андрюшу родители воспитывали на положительных примерах. Эталоном для подражания почему-то был избран я. «Посмотри, как он шаркает ножкой, какой он интеллигентный мальчик», — говорил Андрюше наш папа. Даже удивительно, как после всего этого Андрюша меня не возненавидел! Андрюша приезжал ко мне в Ленинград на каникулы или я выбирался в Москву. Мы весело проводили время. Помню, когда ему было лет 12, мы сильно увлеклись джазом. Андрей мечтал научиться играть на ударной установке, а я уже вовсю музицировал на фортепиано. И мы устраивали для домашних джазовые концерты. Андрюша вместо барабанов использовал кастрюлю и сковородку».
В школе Андрей любил участвовать в театральных постановках. Первая роль у Миронова была Хлестаков из «Ревизора». Трудно представить, что он мог избрать какую-либо другую профессию кроме актерской. Родители прочили сыну дипломатическую стезю. Или переводческую, поскольку у Андрея были явные способности к языкам. А вот желание Андрея поступать после школы в Театральное училище имени Щукина у Марии Владимировны восторга не вызвало. Она панически боялась, что сын окажется посредственным артистом. Перед вступительным экзаменом его решили показать знаменитому педагогу Цецилии Мансуровой. Андрей принял позу и срывающимся голосом начал пушкинское «Прощай, свободная стихия!» От напряжения хлынула носом кровь. «Темперамент у мальчика точно есть, — тактично отметила Мансурова. — Для начала и это неплохо». Андрея Миронова приняли в Театральное училище имени Щукина. Поступил он блестяще, сдав все экзамены на «пять». Андрей мечтал получить красный диплом, и «четвёрку» тут же шёл пересдавать. Несмотря на огромную любовь к родителям Миронов хотел добиться сам своего успеха. На четвёртом курсе он впервые снялся в кино — в фильме Юлия Райзмана «А если это любовь?»
«Текст роли был невелик, — вспоминал потом Миронов, — и я стремился компенсировать это: в перерывах между съёмками острил и развлекал съёмочную группу. Как-то после очередной моей шутки Юлий Яковлевич подошёл и тихо сказал: «Артист в жизни должен говорить гораздо меньше. Нужно что-то оставить для сцены и для экрана. Не трать себя попусту».
В 1962 году Андрей Миронов с отличием окончил театральный вуз. Его талант был очевиден. После просмотра начинающего актёра с удовольствием приняли в Театр сатиры. Здесь артист выступал на сцене 25 лет. В то время главным режиссёром театра был Валентин Плучек. Миронов сразу же ему понравился, т. к. у молодого артиста обнаружились невероятный темперамент и безусловный талант. Он мгновенно заряжал энергией всех, кто попадал в поле его обаяния. Игра Андрея Миронова вызывала восхищение даже опытных театралов. Первые же постановки «Клоп», «Над пропастью во ржи» по повести Сэлинджера и «Доходное место» продемонстрировали его исключительный профессионализм. Зритель сидел, затаив дыхание, и смотрел от начала до конца представление, пока артист не покидал сцену. Кинематографическая биография Андрея Миронова начинается киноповестью «Мой младший брат» Александра Зархи. Это первая серьёзная работа в кино. В 1965 году Андрей Миронов снялся в культовой ленте Рязанова «Берегись автомобиля». Фильм имел грандиозный успех, а работа в Миронова оценена критиками невероятно высоко.Но вскоре зрители увидели комедию «Три плюс два». Картину смотрят с удовольствием уже более 30 лет. Новые картины с участием Миронова появлялись регулярно. Артист играл много. Каждый фильм с его участием был обречён на успех. Но успех этих картин меркнет перед невероятной популярностью комедии «Бриллиантовая рука». Здесь Миронов продемонстрировал ещё один талант. Он спел «Остров невезения» — хит и легенду. Впоследствии актёр поёт практически в каждом фильме, в котором снимается. Появление Андрея Александровича в «Достоянии республики» тоже не остаётся незамеченным. Критики того времени говорили, что Миронов сыграл себя – такого же азартного, энергичного и доброго. В фильме прозвучал новый хит – песня «Кто на новенького». После выхода двух новых фильмов Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» и «Невероятные приключения итальянцев в России» Андрей Миронов становится Заслуженным артистом РСФСР. Эльдар Рязанов, восхищённый талантом артиста, хотел взять его в картину «Ирония судьбы или «С лёгким паром!». Миронов должен был играть Ипполита. Андрей Александрович попросил дать ему роль Жени Лукашина, на что режиссёр согласился. Но когда во время пробных репетиций Миронов произносил фразу о том, что он никогда не пользовался успехом у женщин, все понимали, что это невозможно. Особая группа фильмов Андрея Миронова – это отечественные мюзиклы: «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки» и «Обыкновенное чудо». Игра артиста в них была непревзойдённой. «Золотой» стала и роль Андрея Александровича в «Двенадцати стульях». Но критики считают, что гениальное мастерство актёра наиболее ярко проявилось в ленте «Мой друг Иван Лапшин». На фрагменте, когда герой Андрея Миронова пытается застрелиться в ванной, до сих пор учат студентов театральных вузов. Глубина и трагизм образа поражали. Фильм заканчивался трагично. В то время до кончины Миронова оставалось три года. Последней в жизни Андрея Миронова стала роль в картине «Человек с бульвара Капуцинов» Аллы Суриковой. Режиссер взялась за работу, когда получила твердое согласие Миронова на участие в картине. Успех у фильма был феноменальный. Такого не было со времен «Бриллиантовой руки». Личная жизнь Андрея Миронова была очень богата романами. Женщины боготворили его. Любил женщин и Андрей Александрович. В 1962 году на съёмочной площадке фильма «Три плюс два» Андрей страстно увлекся актрисой Натальей Фатеевой. Но с ней любовь не получилась. В загс в первый раз Миронов отправился с актрисой Екатериной Градовой. Она пришла в театр в мае 1971-го. Андрей влюбился с первого взгляда и в июне сделал предложение. Но что-то не получилось в этой семейной жизни. Миронов и Градова расстались тихо, без скандалов.Благодаря этому браку на свет появилась Маша — будущая актриса Мария Миронова. «Он был нежным мужем и симпатичным, смешным отцом, — вспоминала Екатерина Градова. — Боялся оставаться с маленькой Манечкой наедине. На мой вопрос, почему, отвечал: «Я теряюсь, когда женщина плачет». Очень боялся кормить Машу кашей. Спрашивал, как засунуть ложку в рот: «Что, так и совать?» А потом просил: «Давай лучше ты, а я буду стоять рядом и любоваться вами». На дне рождения у Натальи Фатеевой Андрей познакомился со своей второй будущей женой — Ларисой Голубкиной. Идея знакомства принадлежала Фатеевой: «Это твой… Прямо для тебя создан». «И вот удивительно, — вспоминала Голубкина, — он переключился на меня. Нельзя сказать, чтобы родилась какая-то безумная любовь, любил он Наташу. Но отношения с ней зашли в тупик. Он тут же решил на мне жениться и сделал предложение. Я говорю: «Не хочу!» — «Как не хочешь? Все хотят, а ты не хочешь!» Я говорю: «Зачем нам жениться? Ты меня не любишь. Я тебя не люблю». — «Потом полюбим». Довольно длинная это была история». Но однажды Миронов всё-таки уговорил строптивую Ларису выйти за него замуж. И вновь слово Голубкиной: «Если Андрюша за что-нибудь брался в доме, то все вокруг понимали: он главный. Помню, красивый старинный столик выносили, так он не мог сообразить, как просунуть его в дверь, и его это заело. Разозлился и заорал. А Маша, крошка, спросила: «Мам, чего это с ним?» Он вдруг очень удивился и спросил: «Что, вы меня не боитесь?» — «Нет, пап, не боимся!» И тут же с него всё как-то свалилось: «Чего ж я ору тогда? Для кого?» Приёмную дочь Машу, дочку Ларисы Голубкиной, Андрей Миронов воспитывал как родную. Она тоже стала актрисой. В начале 80-х годов по телу Андрея Миронова пошли страшные фурункулы. Болезнь была такой тяжелой, что актеру было трудно даже двигаться. Коллеги вспоминают, как страшно он мучился на сцене и в жизни. В результате Миронов решился на сложную операцию – лимфаденектомию. Актеру удалили лимфоузлы там, где была хроническая инфекция. После этого стало намного легче.Серьезные признаки болезни у Андрея Миронова появились в конце 70-х годов. Одна болгарская гадалка ему сказала, что у него плохо здоровье и надо себя беречь. Актер это не воспринял всерьез. Осенью 1978 года у него произошло первое кровоизлияние в мозг. На гастролях в Ташкенте. Врачи поставили диагноз – менингит. 14 августа 1987 году на сцене оперного театра в Риге Миронов играл в спектакле «Женитьба Фигаро». Все шло замечательно до последнего явления 5-й картины 3-го акта.
«Фигаро говорит: Да! Мне известно, что некий вельможа одно время был к ней неравнодушен, но, то ли потому, что он ее разлюбил, то ли потому, что я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает предпочтение мне…» И это были последние слова, которые успел произнести Фигаро- Миронов… После этого он начал отступать назад, оперся рукой об узор беседки и стал ослабевать… Граф обнял его и в тишине зрительного зала унес Фигаро за кулисы, крикнув «Занавес!». «Шура, голова болит», — это были последние слова Андрея Миронова, которые он сказал на сцене Оперного театра и в жизни вообще…», — рассказывает Александр Ширвиндт.
Актеру вызвали скорую, положили на носилки и увезли в клинику. Два дня боролись врачи за жизни Андрея Миронова. Утром 16 августа его не стало после обширного кровоизлияния в мозг. Вдоль железнодорожных путей, по которым поезд вез в Москву тело Андрея Александровича, стояли тысячи людей и бросали под колеса цветы. Всенародная любовь не оставила Миронова и после его театральной смерти в возрасте 46 лет. Андрея Миронова похоронили 20 августа 1987 года на Ваганьковском кладбище в Москве. Удивительно то, что будучи гениальным актером, он так и не получил звания Народного артиста СССР. Первая жена Андрея Миронова, Екатерина Градова вспоминает: «У нас с ним был такой случай. В театре давали звания — заслуженных артистов, народных. Андрей, который играл основной репертуар, не получил никакого звания! Я пылала гневом и разразилась монологом, что вот, мол, многие получили, и твоя партнерша во многих спектаклях Наташа Защипина — тоже, а ты — нет! Он поднял на меня свои ласковые глаза и сказал: «Катенька! Наташа Защипина — прекрасная актриса, я ее очень люблю и ценю и не позволю тебе ее обижать и вбивать между нами клин!…»
«Жизнь — великое благо. И она у человека, как выясняется, очень недлинная. В ней хватает и несчастий, и горя, и драматизма, сложностей, неурядиц. И поэтому надо особенно ценить мгновения счастья и радости — они делают людей добрыми. Когда человек улыбается, смеётся, восхищается или сострадает, он становится чище и лучше», — сказал однажды Андрей Миронов. Как выяснилось, сказал за два года до смерти.