«Давайте, люди, никогда об этом не забудем»

И даром думают, что память
Не дорожит сама собой,
Что ряской времени затянет
Любую боль,
Любую боль…
Что так и так – летит планета,
Годам и дням ведя отсчет,
И что не взыщется с поэта,
Когда за призраком запрета
Смолчит про то, что душу жжёт…

Здравствуйте, наши уважаемые читатели! Сегодня мы встретимся – а кое-кто, наверное, впервые – со стихами человека, чья поэзия – верный друг наших отцов и дедов.

На портрете вы видите Александра Трифоновича Твардовского – одну из самых значительных и самых трагических личностей в русской литературе советской эпохи.

По воспоминаниям художника 0. Верейского, рисовавшего портреты Твардовского и иллюстрировавшего его произведения, «он был удивительно хорош собой. Высокий, широкоплечий, с тонкой талией и узкими бедрами. Держался он прямо, ходил, расправив плечи, мягко ступая…Военная форма очень шла ему. Голова его горделиво сидела на стройной шее, мягкие русые волосы, зачесанные назад, распадались в стороны, обрамляя высокий лоб, очень светлые глаза его глядели внимательно и строго. Подвижные брови иногда удивленно приподнимались, иногда хмурились и придавая выражению лица суровость. Но в очертаниях губ и округлых линиях щёк была какая-то женственная мягкость».

А. Т. Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо Смоленской губернии в многодетной семье деревенского кузнеца. Мать, Мария Михайловна, была из дворян-однодворцев. Через всю свою жизнь Твардовский пронес благодарную память о детстве. Отец, Трифон Гордеевич, был человеком грамотным, начитанным по деревенским понятиям. Твардовский вспоминал: «Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, Толстого, Никитина произошло таким именно образом. Отец и на память знал «Бородино», чуть ли не всего Конька-Горбунка» Ершова, много других стихов.» Однажды в школе учительница прочла ребятам вслух гоголевскую «Ночь перед Рождеством». Этот день был «одним из счастливейших» в его школьной жизни. С какой нежностью рисует поэт картины родной природы! Так говорить может только тот, кто по-настоящему проникнут любовью к ней.

С самого раннего возраста Саша впитал любовь и уважение к земле, нелегкому труду крестьянина. Вместе со старшим братом он пас скотину, гонял коней в ночное, участвовал в сенокосе, помогал отцу в кузнеце. Ну а долгие зимние вечера посвящались чтению вслух книг.

Есть обрыв, где я, играя,

Обсыпал себя песком.

Есть лужайка у сарая –

Там я бегал босиком.

Есть речушка – там я плавал,

Как бывало, не дыша.

Там я рвал зеленый явор,

Плётки плёл из камыша.

Есть берёза вполобхвата,

Та берёза на дворе,

Где я вырезал когда-то,

Буквы САША на коре…

Но во всей отчизне славной

Нет такого уголка,

Нет такой земли, чтоб равно

Мне была не дорога.

Сочинять стихи начал еще до овладения грамотой. Первое стихотворение, обличающее сверстников, разорителей птичьих гнезд, он пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея понятия о правилах стихосложения.
В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты. Писал о неисправных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблениях местных властей. Рано приобщенный к крестьянскому труду, будущий поэт не сумел получить систематического школьного образования, но зато накопил жизненный опыт и пристрастился к чтению. Однажды, собрав несколько стихотворений, принёс их своему земляку поэту Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского.

Юность.

В 1928 году деревенский парень А. Твардовский в 18 лет ушёл из отцовского дома в Смоленск, унося в фанерном чемоданчике томик стихов Некрасова, привезённый отцом из города и ставший семейной реликвией, бережно хранимой Александром Трифоновичем до последних дней. В Смоленске он поступил в педагогический институт. Женился. И через два года у них с женой родилась дочь. А семье Твардовских коллективизация принесла много горя: раскулачивание, разорение и высылку в северные края, на уральский лесоповал. Их хутор был сожжен односельчанами. После написания и публикации поэмы «Страна Муравия» получивший признание Александр Твардовский приехал за родными и привёз их в Смоленск. Твардовский вскоре после выхода книги «Страна Муравия» перебирается в Москву. Там он переводится на 3 курс филологического факультета одного из лучших в то время гуманитарных вузов – знаменитого Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ) и в 1939 году оканчивает его с отличием.
В 1939 году Твардовский был призван в ряды Красной Армии.  Во время начала войны с Финляндией он получил офицерское звание, и служил в должности специального корреспондента военной газеты.
Первое утро Великой Отечественной войны застало Твардовского в Подмосковье, в деревне Грязи Звенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дни он был в Москве, а сутки спустя был направлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия».
Несколько раз Твардовский попадал в окружение и спасался чудом.
Остались строки, запечатлевшие первые дни войны, — самого страшного и горестного периода Великой Отечественной:

То была печаль большая,
Как брели мы на восток.
Шли худые, шли босые
В неизвестные края,
Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя?
Войну он прошёл «от звонка до звонка». Появились пронзительные стихи о войне.

Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.

Но самое известное произведение о войне у А.Т.Твардовского, конечно, «Василий Тёркин». Памятником тех лет стала книга «Василий Теркин». Это книга о «Правде сущей, правде, прямо в душу бьющей». В одной из глав, «Переправа», поэт пишет о том, что «бой идет не ради славы — ради жизни на земле». Вот что пишет сам Твардовский в автобиографии:

«Книга про бойца» в годы войны была для меня истинным счастьем: она дала мне ощущение очевидной полезности моего труда, чувство полной свободы обращения со стихом и словом в естественно сложившейся непринужденной форме изложения. «Тёркин» был для меня во взаимоотношениях поэта с его читателем – воюющим советским человеком – моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».

Главный герой этой книги — народ на войне. Василий Теркин олицетворяет все лучшие черты советского народа: выдержку, любовь к шутке, выносливость, смекалку, открытую и щедрую душу, готовую прийти на помощь в любой ситуации.

Твардовский ставил определенную цель: помочь фронтовику преодолеть трудности войны, облегчить и хоть как-то скрасить его суровый быт, вселить чувство веры в свои силы и возможности. Всю Великую Отечественную войну Твардовский был на фронте. В 1941-1942 годах работал в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия», затем – в газете 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда». В годы ВОВ поэт создает свою самую знаменитую поэму «Василий Тёркин».
После войны возглавлял журнал «Новый мир». Но проходили годы, война отодвигалась все дальше в прошлое, но боль от ощущения потерь у Твардовского не уходила. Чем лучше становилась жизнь, тем острее он чувствовал необходимость напоминать о тех, кто заплатил за это своей жизнью.

 

Поэт ощущает высокую ответственность перед памятью погибших, ответственность за то, как человек распорядился своей судьбой, выкупленной у Смерти ценой жизни другого. Кто-то из писателей назвал Твардовского «совестью послевоенной литературы». До конца своих дней Александр Трифонович Твардовский пронес как бы чувство смущения своей судьбой и судьбой тех, кто вернулся живыми из страшной круговерти войны. Он писал:

Я знаю, никакой моей вины,
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же..

Поэзию Твардовского можно назвать, без сомнения, энциклопедией жизни народа середины 20 века. Слово «Родина» для него – не пустой звук, это то священное, родное, что объединяет людей, живущих на одной территории. Каждое стихотворение поэта, каждая его поэма – своеобразный гимн родной земле и русскому человеку. Как и многие его современники, он прожил весьма непростую жизнь, которая пришлась на самые тяжелые для России годы — революцию, коллективизацию, войну, сталинский террор. Пройдя посредством все эти трудные годы, Твардовский не только стал большим поэтом, но и остался честным человеком.

И вот 75 лет прошло со Дня Победы…

Уходят ветераны-участники боёв Великой Отечественной войны, но страна чтит своих героев, восхищается их мужеством и патриотизмом.

Источник информации: https://liblbt.yanao.ru/2020/06/10/12-
literaturnye-variatsii-vse-buri-veka-nes-v-sebe-k-110-letiyu-so-
dnya-rozhdeniya-poeta-a-t-tvardovskogo/



Добавить комментарий

Array

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.