ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ!!!📚🌺

23 декабря родился Тимофей Максимович БЕЛОЗЁРОВ (1929-1986), русский поэт.
Он близок и уральцам, и сибирякам — родился в Курганской области, а большую часть жизни прожил в Омске. На его стихах и сказках выросло уже не одно юное поколение. «Темно, за окошком ни звука, луна из-за леса встает, седая, лохматая Бука с мешком по дороге идёт…» Так начинается одна из любимых с детства сказок про Буку.  До сих пор пользуется большой популярностью сказка «Лесной плакунчик» о сказочном человечке, который помогал «выплакать» свое горе и облегчить душу всем, кто в этом нуждался.  Стихи Белозёрова включены во многие посты нашего блога, в подборки о месяцах года, о природе. Для детских библиотекарей его сборники — настоящая палочка-выручалочка при таких запросах, как стихи о животных, птицах и деревьях. А ещё считалки, скороговорки, загадки! У книг Белозёрова удивительно прекрасные и нежные названия: «Цветные голоса», «Волшебный посошок», «Зимушка-зима», «Смородиновый куст», «Жаворонок», «Подснежники», «Апрель», «Лебедушка»… И стихи тоже нежные, светлые, завораживающие.
Судьба Белозёрова очень похожа на судьбу многих мальчишек, ставших позднее поэтами, которых можно отнести к «сиротскому поколению»: Юрия Кузнецова, Николая Рубцова. Да и стихи его напоминают в чём-то стихи Рубцова. Омский поэт Владимир Макаров так писал о своем друге: «Всему живому — людям, соснам, ягоде морошке, бородатому глухарю, пашне, реке в разливе — нужна красота, нужна поэзия, и поэтому она, жизнь, возьмет порою и расщедрится — родит поэта. И тогда уж не пожелает для него самого сокровенного своего: и подснежники — его, и куличок на отмели — его, и деды-фронтовики — это его деды… Однажды в сибирской деревне родился мальчик, назвали его Тимой. Потом, через годы, жизнь избрала его — Тимофея Белозёрова — в поэты…».

Тимофей Максимович родился 23 декабря 1929 года в селе Камыши Куртамышского района Курганской области в многодетной крестьянской семье. Когда ему было 5 лет, умерла мама, Арина Трифоновна. Через много-много лет он напишет: «Оказаться на земле без мамы я не пожелаю никому…»  Родители воспитывали детей в строгости, старались привить им любовь к родной земле, приучали к труду. Не забывали они и о книгах — читали Андерсена, Пушкина и других классиков. «До сих пор помню волшебный запах типографской краски, исходящий из раскрытой детской книжки с картинками Билибина…» — рассказывал Белозёров. В книге «Искать свой секрет» поэт писал: «Литература властвует надо мной с малых лет. Сказки Андерсена и Толстого, стихи Некрасова и Пушкина… До сих пор помню запах типографской краски… Широкая русская печь, заваленная сырыми полушубками и валенками, а в руках моей сестры книга. Слушаю — и словно сам иду по лесу, вхожу в медвежью избушку, сажусь на мишуткин стульчик и ем похлебку. Жили мы в глухом таёжном селе, лес был рядом, но он не был таким отчётливым, как в книге. Он таким стал для меня позже, когда я вышел из сказок и научился смотреть на вещи своими глазами. Я родился в большой крестьянской семье, воспитывали нас в труде и строгости.». Любовь к книге, чтению Белозёров пронесет через всю свою жизнь.
Детство он провел в деревне, во всем походил на своих сверстников-мальчишек, вот только был чуточку наблюдательнее их. Чуточку любознательнее. Он умел видеть «вздыхающую» тучку на небе и слышать «ласковую жаворонка трель», и заметить на речном песке необычный искрящийся камешек, он был свидетелем «грачиных базаров», он видел, как уходит осень «держась за нитку журавлей. Безмятежная жизнь в родных Камышах продолжалась всего лишь одиннадцать лет. В годы коллективизации семья подверглась репрессиям. Отец Максим Павлович был арестован, впоследствии реабилитирован. После освобождения отец с младшим сыном Тимофеем переехал сначала в Усть-Каменогорск затем в Лениногорск.
Началась Великая Отечественная война. Всем жилось очень трудно и голодно. Отец уходит на фронт, погибает. Мальчик остался сиротой… Но мир не без добрых людей. Мария Никитична Терентьева усыновила сироту Тимофея. Приехали они подальше от войны в Омск, вернее в Омскую область, в Большереченский район, деревню Черновка. Сам поэт писал: «Детство мое прошло в предгорьях Алтая и небольших городах Усть-Каменогорске и Лениногорске. Я хорошо помню бурные студеные реки, где мы, загорелые до черноты, ловили хариусов и гольянов, а вечерами, в студеной тишине, таскали из костра распаренные ароматные шишки. В детстве мне не везло: дважды я чуть не утонул; спускаясь с гор, ломал ноги, часто болел. Но все эти мелкие несчастья — ничто по сравнению с одним враз свалившимся несчастьем — несчастьем войны. Оставшись один, я был усыновлен чудесной женщиной — Марией Никитичной Терентьевой». Многие поздние стихи несут в себе эту горькую память войны.
Здесь он окончил семилетку и продолжил учебу в селе Черново. Тимофей страстно желал продолжать учение. Однако нужда заставила самостоятельно зарабатывать свой кусок хлеба. В поисках заработка будущий поэт начинает свое странствие по сибирской земле, осваивая самые разные рабочие профессии: столяра на станции Калачинск, лесозаготовителя по найму, рабочего по очистке железнодорожных путей. Здесь его постоянно сопровождала неустроенная голодная жизнь. «С малых лет мне пришлось жить самостоятельно. Шла война. Я жил в Омске и Омской области, сапожничал, был учеником столяра и художника, расчищал от снега железнодорожные пути, работал с лесозаготовителями. Трудное детство, на мой взгляд, не проходит даром для писателя: обостряются все чувства, многое помнится больше и яснее. И когда вкладываешь в строки то, что было, когда невольно, взволнованный воспоминаниями, плачешь или смеёшься над какой-нибудь подробностью — это настроение передаётся и читателю. Память детства неисчерпаема. Я написал уже много книг, а источник не иссякает. Не дают покоя обычные, на первый взгляд, вещи — воющие за деревней волки, мышкующая в поле лиса, летящий над жнивьём грач…»
Мальчик рос упорным и целеустремленным, сам пробивал себе дорогу в жизни. Какой-то добрый человек посоветовал ему поступить в Омское речное училище. Там, объяснил он, курсанты находятся на полном государственном обеспечении. Омское речное училище в те годы было полувоенное. В нем готовили не только специалистов-речников, но и офицеров для Военно-Морского флота. Выдержав конкурс (12 человек на место), Тимофей Белозёров в 1948 году стал курсантом технологического отделения. Училище окончил в 1952 году и уехал на военно-морскую стажировку в г. Владивосток. Потом вернулся в Омск и получил направление в г. Барнаул на Бобровский судоремонтный завод с дипломом техника-технолога по обработке металла резанием. Как вспоминал он сам, работал с охотой, нравились напористые и шумные механики, капитаны, нравилась цеховая напряженная работа.
В эти годы начинается творческая биография поэта. Как волшебное чудо явилась любовь к поэзии, зародившаяся еще в училищную пору, а с ней и дальнейшее пристрастие к собственному сочинительству. Появилась первая публикация стихов в журнале «Алтай». Его заметили и пригласили в Новосибирск на краевое совещание молодых литераторов. Руководители семинара известные в то время поэты Александр Смердов и Казимир Лисовский одобрили стихотворные опыты молодого поэта и посоветовали написать книжку для детей. Позднее Белозёров вспоминал: «Не знаю почему, но мои стихи им понравились. А Смердов посоветовал мне написать книжку для детей о реке, о речниках, т.е. о том, что я уже знал, а главное — любил». Первая книга Тимофея Белозёрова вышла, когда ему исполнилось 28 лет, шёл 1957 год. В этом году в Омском книжном издательстве появилась его первая тоненькая книжечка стихов «На нашей реке», содержавшая 12 стихотворений для детей. Книжка была проиллюстрирована талантливым омским художником Кондратием Петровичем Беловым. Поэт рассказал о жизни на большой воде, о пароходах, бакенах, о нелегком, но интересном труде речников. Уже в первой книге он определил для себя одну из любимых тем — речную. Вся жизнь Белозёрова была связана с реками. В деревне Черновка протекала маленькая речушка, у которой даже названия не было, но она очень нравилась ребятне. А как любил он Иртыш! Издав первую книгу, Белозёров понял, что писать стихи — это его призвание. В 1954 году Тимофей Белозёров был переведен в Омск в Управление Нижне-Иртышского речного пароходства. Его приняли на должность литсотрудника бассейновой газеты «Советский Иртыш». Здесь пришлось по-настоящему окунуться в трудовую жизнь речников не только на берегу реки, но и на палубе судна. Однако, как сам поэт позже признавался, все же труд в литейном цехе Омского радиозавода им. А.С. Попова более подходил по приобретенной профессии и больше нравился. Именно в эти заводские годы, тоскуя по рекам, сибирской тайге, он начал писать стихи, которые вначале печатались в местных газетах и журналах, затем стали издаваться отдельными книгами. Все свое творчество поэт посвятил в основном детям. Его книги — очень светлые и по-весеннему теплые. Одна за другой выходят книжки для детей: «Весна» (1958), «Лесной скрипач» (1960), «Гудки над рекой» (1962), «Огородный Подрастай» (1962), «Лесные качели» (1963) и так далее. «Литературная газета» в статье за 14 марта 1957 года отмечала: «Белозёров близко знает жизнь, которая просится в его стихи. Ему знакомы звуки просыпающейся большой реки и шумный говор леса, ликующее весеннее полноводье и усыпанная цветами тихая лесная опушка, засыпающая в старице вода и пыльная степная дорога, уходящая вдаль. Он слышит переклички пароходов на многоводной сибирской реке и ритмику заводского труда, звуки топоров, отодвигающих тайгу, крики купающихся мальчишек и степенный говор плотогонов, отдыхающих у костра. Всё это пришло к поэту вместе с жизненным опытом, став достоянием его поэзии».
Накопленный творческий опыт способствовал поступлению в Литературный институт им. A.M. Горького (в 1957 году). О периоде учебы в единственном на всю страну учебном заведении сам Тимофей Максимович вспоминал: «Учеба в институте, в этом неугомонном «муравейнике», где сам воздух, казалось, был насыщен литературой, бесконечными спорами, чтением, разбором стихов, дала и открыла многое. Я стал смотреть на детскую литературу, как на дело серьезное». Годом раньше он был принят в члены Союза писателей СССР. В 1963 году окончил заочное отделение Литературного института имени А. М. Горького и работал редактором Омского телевидения. С 1968 года — на постоянной творческой работе. В течение 20 лет Белозёров был литературным консультантом «Омской правды». Отбирал стихи и прозу для публикации, принимал в стенах редакции начинающих поэтов, был им наставником в творчестве. А сотрудникам редакции — верным другом. К нему за советом, за поддержкой шли многие начинающие сочинители. Некоторые в будущем стали профессиональными писателями. С 1965 по 1967 был депутатом Омского горсовета, с 1967 по 1970 годы был уполномоченным Литфонда СССР по Омской области, в течение многих лет — членом бюро Омской писательской организации.
Всю свою творческую жизнь Белозёров педантично исповедовал заповедь Юрия Олеши: «Ни дня без строчки». В одном разговоре он вспоминал: «Работал я как-то в мастером на радиозаводе в литейном цехе. Работа тяжелая. Жара. Духота. Придешь домой — голова чугунная. Для творчества только ночь. Сядешь на кухне над листком бумаги, а голова забита всякой производственной чепухой — и в сон так и тянет. Но все же иногда удавалось что-то сочинить, и первые тонкие книжки даже издал. Но понял, что любительством большого поэтического багажа не накопишь. Нервным стал. Здоровье, с детства слабое, совсем стало рушиться. Учеба в Литературном институте отнимала много времени, хоть и много мне дала в смысле творчества и общения. А когда приняли в члены Союза писателей, оставил тягостную заводскую работу. По закону это дозволялось, в тунеядцы уже не записали бы… Хотя, впрочем, всегда подрабатывал, во Дворце пионеров, на телестудии, но это уже была не ежедневная работа и главное — по душе. А еще спасибо жене Вере, она меня поддержала. Жили на ее скромную учительскую зарплату. Что-то и от публикаций в кошелек попадало. Но зато я обрел свободу творчества и мог этим заниматься ежедневно и особенно в нужное мне утреннее время — и стихи пошли».
«Я поэт утренний! — не раз говорил о себе Белозёров друзьям-литераторам или в интервью. — Поднимаюсь с постели, когда еще напротив ни одно окно не светится, завариваю крепкого чаю, сажусь к столу и начинается «путешествие в детство». Для того, чтобы писать стихи, ему необходимо было встать в пять утра, самому вымыть пол, надеть чистую рубашку, достать любимый письменный прибор и посмотреть на Иртыш, который был виден из окон его квартиры. «Работа по утрам давала ему светлое впечатление об окружающей жизни, потому и все стихи, рассказы, сказки Белозёрова проникнуты этой утренней свежестью, отмечены большой человеческой добротой. Сколько раз в окне поэта Тимофея Белозёрова горел по утрам «счастливый свет», и рождались новые, светлые, радостные, полные жизни стихотворения», – вспоминал друг и ученик детского поэта Владимир Новиков. Писал он, по собственному признанию, «по наитию, без мучительного поиска единственно верного слова, точной рифмы, яркого поэтического образа» и, видимо, именно эта искренность находила короткий путь к сердцам читателей.
В декабре 1980 поэт участвовал в работе V съезда писателей РСФСР. Наиболее важными для себя занятиями он считал общение с детьми, с творческой молодежью. Будучи редактором детских и литературных передач на Омской студии телевидения, а также литературным консультантом при областной газете «Омская правда», вел семинары с начинающими поэтами — детьми и взрослыми, о которых последние вспоминают с глубокой благодарностью. Постоянными были выступления в школах, пионерских лагерях, детских домах, дворцах пионеров. Своим пониманием детства, детской психологии Белозёров делился с будущими педагогами — студентами педучилищ, пединститута. Поэта часто приглашали на встречи с юными читателями. Он умел с ними разговаривать, ему было интересно с ребятами. Если расспросить людей среднего возраста, то многие, вероятно, вспомнят, как приходил к ним в школу или приезжал в пионерский лагерь скромный улыбчивый человек, как читал негромким голосом стихи, загадывал загадки… Сам Тимофей Максимович очень ценил такие встречи, они давали ему заряд творческой энергии, убеждали в том, что поэта любят и знают его маленькие читатели. В одной из книжек он обратился к детям с такими словами: «Маленький мой друг! Я рад за твою любознательность! Ради этого люди летят в космос. Плывут по опасным рекам, живут в тайге. Просиживают ночи за письменным столом, чтобы найти для тебя самые сердечные, самые правдивые слова».
Детские журналы — «Мурзилка», «Колобок», «Пионер», «Веселые картинки», «Миша», «Сибирячок», «Костер» — охотно и регулярно печатали произведения Белозёрова, и даже взрослые журналы «Сибирские огни», «Урал», «Нева», «Земля сибирская-дальневосточная». Его стихи можно найти во многих коллективных сборниках, альманахах, хрестоматиях, антологиях. Стихотворения Белозёрова вошли в хрестоматии для детского чтения, серийные издания. Ряд стихотворений Белозёрова положен на музыку омским композитором Г. Пантюковым. Сказки «Лесной плакунчик» и «Огородный подрастай» были записаны на грампластинки фирмы «Мелодия». Отправляясь на встречу с мальчишками и девчонками, Белозёров брал пластинки с собой. Он включал пластинки, и дети повторяли слова полюбившихся сказок. Некоторые его стихи стали даже песнями — «Полынь-трава», «Песня о Сибири». Их можно услышать в исполнении знаменитого Омского русского народного хора.
Любимым поэтом Тимофея Белозёрова был Иван Бунин. А еще другие русские классики: Никитин, Кольцов, Суриков, Плещеев… Творчеству Бунина он уделял особое внимание и многому у него учился…. Имя Пушкина для Тимофея Белозёрова было священно. Как и Пушкин, Белозёров очень любил осень и у него написано немало «осенних» стихов. Владимир Новиков в своей книге «Шел он по солнечной гриве» вспоминает, что Тимофей Белозёров любил писать стихи осенью, подолгу ездил по берегам Иртыша, любуясь красотой «золотой поры». Яков Аким: «Для того, чтобы, сочинять стихи, мало знать. Надо ещё с особой остротой чувствовать, видеть окружающий мир, слышать его музыку».
Тимофей Белозёров принадлежал к числу поэтов-шестидесятников, которые создали новое направление в детской поэзии — психологическую лирику. Он, как считали некоторые критики, как бы заполнил промежуток между очень детской и очень взрослой поэзией. Этим он отличается от таких детских поэтов, как Маршак, Барто, Квитко. Но при всей незатейливости сюжетов, простоте и естественности языка, его стихи завораживают, становятся открытием некоей тайны. Он раскрывает красоту мира, созерцает, любуется, фиксирует свои наблюдения, не стремясь вскрыть в них тайну, а как бы только указывая на ее вечное присутствие, оставляя тем самым простор для работы воображения и мысли читателя. При этом поэт не торопит читателя, не учит, а доверяет его способностям услышать недоговоренное, сердцем откликнуться на переживание. Раскрыть для детей тайны и загадки природы, ее красоту, сделать это просто и тонко — дело трудное. Белозёров это делать умеет. Он учит видеть мир поэтически. Это происходит даже тогда, когда он вводит ребенка в реальный мир современного человека, в мир подлинных вещей и предметов, где живут реальные люди. Рассказывая детям о красоте мира, поэт не скрывает от них, что в жизни существует не только радость. Он не боится рассказать о тоске старого человека, об одиночестве собаки, жестоко преданной хозяином. В его творчестве не было фальши, сюсюканья. Было открытие мира во всей прекрасной его полноте. Это подкупало и удивляло.
Творческий путь Белозёрова можно разделить на два периода: 2-я половина 1950-х — 1960-е и 1970-80-е. 1960-е были для поэта периодом интенсивных творческих исканий: от ученичества и подражания (Чуковскому, Михалкову, Барто — в детской поэзии) — к обретению собственной стилевой манеры в диалоге с близким ему направлением русской поэзии, где значимыми для него были Суриков, Никитин, Бунин, Есенин, а среди современников — те, кого критики отнесли к лагерю «тихих» (Соколов, Рубцов и др.). В 1970-80-е ведущим жанром в творчестве Белозёрова становится лаконичная пейзажная зарисовка. Критика отмечает тяготение Белозёрова «к акварельному эскизу, миниатюре, наброску», вбирающим темы сибирской природы, малой родины, детства.
Говоря о творчестве Т.М. Белозёрова, можно сказать, что оно многолико. Белозёрова очень интересовала история его родины. Он занимался краеведением, изучал историю земли, на которой жил и, конечно же, писал об этом. Формально его можно назвать поэтом-пейзажистом, поэтом-рисовальщиком, ибо многие его стихи посвящены природе и отличаются четкой линией рисунка, акварельной ясностью красок. Мир в поэзии Белозёрова не только многоцветен, но и наполнен запахами и звуками. Здесь обилие желтого, зеленого, розового, золотистого, белого, алого и синего. Много солнца, тепла, света. На самом деле стихи его более глубоки и значительны, чем поначалу может показаться. У него природа, звери, птицы, даже рыбы живут рядом с человеком, и потому именно человеческий взгляд на природу — основа его поэзии. Наконец, все образы «идут у автора от человека, как бы выражая его суть, биение его сердца и все оттенки душевного состояния», — такую оценку творчеству Т. Белозёрова дал С. Баруздин. В предисловии к книге «Журавкин праздник» известный детский поэт Яков Аким очень точно заметил, что Тимофей Белозёров «живёт, ощущая себя частью родной сибирской природы, царства листвы, трав, бегущей воды, слышит и открывает нам удивительную музыку этого волшебного мира».
Положительную оценку его творчеству высказывали в письменной и устной форме Агния Барто, Сергей Баруздин, Яков Аким, Игорь Мотяшов, Юрий Коринец, Валентин Берестов, Владислав Бахревский, отмечая некую «пограничность» мироощущения сибирского поэта, которая проявилась в органическом сочетании детскости видения мира, обеспеченной живой, памятью детства, с зоркостью и наблюдательностью, глубоким знанием реального мира, что и определяет своеобразие творчества Белозёрова, занявшего нишу между «взрослой» и детской поэзией.
Елену Благинину Белозёров считал своим покровителем и учителем. Они познакомились в каком-то столичном детском журнале. Стихи сибиряка ей понравились, оказались близкими Благининой по тематике, по стилю, по духу. Она следила за творчеством поэта, способствовала продвижению его рукописей в столичных издательствах. В одной из рецензий на книгу Белозёрова она дала точную характеристику его стихам: «Стихи Белозёрова хороши тем, что они натуральны, как все, что окружает автора. Они — ветер и солнце, птицы и звери, цветы и снег… В них нет ничего такого, что вызывало бы удивление: ах как это он здорово закрутил! Зато они обладают редкой особенностью совершенно точно передавать настроение поэта, к чему бы он ни прикоснулся — будь то пимы, которые ладит дед, или кузнец, подковывающий коня.» С ее предисловием изданы книги Т. Белозёрова «Кладовая ветра» (1970), «Зимушка-зима» (1974) в издательстве «Детская литература»:«Уверена, что ты прочтёшь эту книгу с удовольствием, читатель. Почему? Потому что она полна уважения к тебе, оставляя за тобой право додумать, и досказать, и обобщить. Она поэтична, ибо у автора хороший глаз, чуткий слух и врождённый вкус, так что слово ему послушно. Она правдива, потому что поэт искренен. Она проста, но это кажущаяся простота — за ней большая работа.» В архиве поэта хранятся несколько открыток Благининой, в основном поздравления с Новым годом, а в них всегда есть дополнение: «Когда приедете в Москву, не стесняйтесь, звоните и приходите. Буду рада! Обнимаю Вас и хочу, чтобы Вы оставались таким, как есть. Люблю Вас такого. Надоели самовлюбленные, самоуверенные, тщеславные и хапуги». В один из приездов в столицу Белозёров почему-то не нанес визит «обожаемой его» поэтессе. Тут скорее всего оказалась его застенчивость. Для него всегда было большой проблемой вот так просто наносить визиты даже хорошим друзьям. Узнав про это, она пишет ему очередную открытку: «Вот и напрасно, милый Белозёров, не приехали Вы ко мне на пироги. Я была бы Вам очень рада и мои домашние (люди и звери)… Конечно, радоваться нечему, но ведь и в 75 лет можно выпить чарку и прикусить чем надо. Жалко!»
Книжки для детей у Тимофея Белозёрова стали выходить ежегодно, причем в издательствах разных городов: в Москве, Новосибирске, Перми, Свердловске, Кемерово, Барнауле, Алма-Ате, Киеве и даже в Болгарии и ГДР. Выходят лучшие стихотворные сборник поэта («Кладовая ветра», 1970; «Зимушка-зима», 1974; «Волшебный посошок», 1977; «Жаворонок», 1978; «Журавкин праздник», 1980; «Лебедушка», 1986, и др.), получившие высокую оценку критиков и читателей. В издательстве «Детская литература» выходят несколько разных по объему книг массовым тиражом и даже миллионным — «Лесной Плакунчик» с рисунками художника-сказочника В. Сутеева. (Эта сказка потом переиздавалась несколько раз).
Книга стихов «Карасик» с предисловием Ирины Токмаковой была издана двухмиллионным тиражом. В предисловии она написала: «Стихи Тимофея Максимовича Белозёрова — глоток свежего воздуха, пронизанного солнцем, пахнущего цветущим ромашковым лугом»… Только настоящий поэт с истинным чувством природы может увидеть зайчишку в первой снежинке, упавшей поздней осенью на луг, расслышать цокот оленьих копыт в шуме летнего легкого дождичка, назвать голубые подснежники Снегурочкиными слезами».
Самой дорогой и любимой книгой для поэта стала «Журавкин праздник» (1980 г.) с гравюрами известного в стране и за ее пределами графика Николая Калиты. Эта книга на Международной книжной ярмарке в Москве получила диплом 2-й степени за полиграфию.  Множество рисунков к разным книгам Т. Белозёрова, изданным в издательстве «Детская литература» и в Омском книжном издательстве выполнил московский график Николай Короткин. С открытием в 1981 году Омского книжного издательства у поэта выходят значительные по объему книги стихов: «Подснежники» (1982), «Лебедушка» (1986), книга сказок «Дворовичок» (1989). Тимофей Белозёров писал не только стихи, у него есть и прозаические короткие рассказы. Это книги «Заколдованная роща» в издательстве «Детская литература», «Комариный колобок» (1973) и «Сладкая клюква (Омское книжное издательство,1983), где во вступительном слове сам автор поведал: «…некоторые из них написаны со слов моих случайных попутчиков, друзей и знакомых». «Все мои книги — о Сибири. Я исходил и изъездил свой край вдоль и поперёк, многое не вмещается в стихи, поэтому наряду со стихами я пишу и прозу. Помочь своему читателю научиться чувствовать, думать и наблюдать — в этом я вижу свою задачу.»
А всего за всю творческую жизнь у Тимофея Белозёрова вышло 53 книги, половина из них — в московских издательствах. И посмертно вышло уже два десятка. Общий тираж творческого наследия поэта более 17 миллионов экземпляров. За заслуги перед отечественной литературой Тимофей Максимович был награждён медалями «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР». За книгу стихов «Цветные голоса», изданную в 1972 году подарочным изданием, он получает премию Омского комсомола. Его книга стихов «Журавкин праздник» отмечена дипломом 2-й степени Международной книжной ярмарки. На закате жизни, размышляя о пережитом, Тимофей Белозёров сказал:

Дай мне, мать-земля сырая,
Увидать, когда умру,
Уголок родного края
С деревушкой на ветру.
В предчувствии своего ухода из жизни с величавой и сдержанной печалью он говорит о том неминуемом, что с ним скоро произойдет:

На берегу, на рябину
Налюбуюсь и сгину.
Стану солнечным, воздушным,
Как над лесом океана,
Безмятежным и послушным
Дуновеньем ветерка, —
Стану тем же, чем в мире жил.
Чем на свете дорожил.
Умер поэт 15 февраля 1986 года в Омске. Родился зимой и ушел из жизни зимой, морозным февральским днем… И зиму из всех времен года любил особенно, потому и в творчестве поэта тема зимы занимает большое место. Даже одну свою книжку, как он сам считал, самую яркую, назвал «Зимушка-зима». Похоронен на Старо-Восточном кладбище Омска, рядом с отцом. Там же похоронен сын поэта Сергей Тимофеевич (8 апреля 1954 — 17 апреля 2012). Вдова поэта, Вера Ильинична, ушедшая из жизни в феврале 2013 года, похоронена на этом же кладбище, но на другом участке. Горельеф на памятнике писателю появился в 1994 году. Он был выполнен из цветного листового металла с выколоткой скульптором Федором Бугаенко. На табличке была надпись: «Поэт Белозёров Тимофей Максимович. 1929 — 1986». Инициатором установки памятника была семья. Однако позже вандалы спилили горельеф и табличку. Молодежный совет выиграл муниципальный грант в размере 454 тысяч рублей. На эти средства проведены необходимые изыскания и заказан проект мемориала. Следующий этап — это восстановление памятника, он намечен на весну 2020 года.
4 сентября 1987 г. на доме № 2 по ул. Чокана Валиханова, где жил и работал поэт, установлена мемориальная доска с его горельефом работы скульптора Федора Бугаенко. Квартира его была на Ленинградской площади, и набережная Иртыша была любимым местом прогулок поэта. Он говорил, что на Набережной сочинять стихи ему помогает сам Иртыш… На Аллее литераторов Обществом коренных омичей установлен камень в память о поэте. В Омске есть улица имени Белозёрова. В Куртамышском краеведческом музее создан личный фонд писателя, где хранятся рукописи, переписка, фотографии, издания и личные вещи. При жизни поэта у него были особые отношения с Литературным музеем им. Ф. М. Достоевского. В 1983 году, в день открытия Литературного музея, Тимофей Максимович перерезал символическую ленточку у входа в музей. Здесь хранятся мемориальные вещи поэта: пишущая машинка, письменные принадлежности, черновые наброски и автографы стихов, книги и журналы с дарственными надписями, очки, портфель, настольная лампа Тимофея Белозёрова. После кончины Тимофея Максимовича музей стал главным хранителем памяти о поэте.
Не прошло и года со дня смерти поэта, как именем Тимофея Белозёрова стала называться детская библиотека на левом берегу Иртыша. на ул. Бережного. Здесь открыта мемориально-биографическая экспозиция «Волшебник из страны детства» и работает Детский центр литературного краеведения. В библиотеке существует настоящий музей Тимофея Белозёрова, экспонатами которого являются письма, книги, фотографии и любимые пластинки поэта.
По инициативе омских писателей, прежде всего Александра Токарева и Владимира Новикова, в июне 2005 г. появился теплоход «Тимофей Белозёров». Событие более чем справедливое, ведь по первой профессии Тимофей Максимович был речником. «С Тимофеем Белозёровым мы поступили в Омское речное училище в 1948 году, — рассказывал член Союза писателей России А.П. Токарев. — Я учился на судоводительном отделении, а он на технологическом. После окончания я работал штурманом на пароходе «Азербайджан», а он на судоремонтном заводе в Барнауле. Вернувшись по семейным обстоятельствам в Омск, Тимофей поступил на работу в редакцию газеты «Советский Иртыш». В ней публиковались его ранние стихи, которые он начинал писать еще в училище. Когда мы учились на втором курсе, у нас образовался литературный кружок. Белозёров был среди нас самый старший, и его стихи были самые зрелые. Потом он работал мастером литейного цеха на радиозаводе. В то время Тимофей Белозёров был уже широко известным поэтом, издавал свои замечательные книги. После его смерти, когда на стене дома, где он жил, устанавливали горельеф в память о нем, я говорил: хорошо было бы его именем назвать хотя бы маленький теплоходик. Но получилось так, что не маленький, а громадный танкер, нефтеналивное судно грузоподъемностью 2100 тонн, длиной 108 и шириной 15 метров…» Теплоход уйдет по направлению к Крайнему Северу, где будет работать на перевозке нефтепродуктов. И многие люди будут видеть на его борту имя поэта, прославившего в своих стихах могучий Иртыш и малые сибирские реки. Шло время, танкер пришел в негодность. Его решено было списать. Но этого не произошло, танкер полностью отремонтировали, и в навигацию 2019 года танкер «Тимофей Белозёров» ходил по Иртышу и Оби, выходил в Обскую губу. В кают-компании висят памятные фотографии Тимофея Максимовича и материалы о его жизни и творчестве. В конце 2007 года региональное Министерство культуры и литературный музей имени провели I Белозёровский фестиваль. С 11 по 14 декабря 2019 года Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Достоевского провели VII областной Белозёровский фестиваль. В числе номинаций – изобразительное искусство, литературное творчество, театральная композиция, анимация, буктрейлер и виртуальная экскурсия. Белозёровский фестиваль проходит раз в два года, чередуясь с Белозёровскими чтениями. И от фестиваля до чтений в течение года музей организует множество других конкурсов для юных творцов: конкурсы сочинений, стихотворений и прозы, состязания чтецов. Спасибо Омску за память о поэте! Вышла замечательная книга воспоминаний о поэте «Шел он по солнечной гриве» (Омск, 2004). (составитель В. Новиков). Рассказы, включенные в книгу, написаны тепло, с мягком юмором и огромным уважением к большому таланту поэта. В 2007 году омским издательством «Арена» был издан комплект из пяти книг Белозёрова с выразительным названием «Праздник солнечного света». Признанный классик детской литературы, он, как добрый волшебник, всю жизнь создавал этот праздник для детворы.

Вся жизнь прошла —
В один рассвет.
Весь путь пролег —
Одной сторонкой.
Свой век прошел — прожил поэт
С душой и совестью ребенка.
Прошелестел, как ветерок…
Расцвел в росинке
Яркий лучик…
Придет на тихий бугорок
Седой, как лунь,
Лесной Плакунчик.
Покуда дети будут петь,
Играть в лапту,
Учиться в школе,
Он будет день и год сидеть,
А может — век…
А может — боле…

Владимир Балачан

Вот и снова наступила осень.
Тополек под окнами поник.
Сын все ждет, когда придет к нам в гости
Тимофей, писатель детских книг.
Только не приходит дядя Тима.
Занят дядя Тима, говорю.
Чуя наступающую зиму,
Тимофей идет по октябрю.
Он идет по листьям — желтым, красным.
Он читает осень по слогам.
Возгорается огнеопасно
Красная рябина по логам.
Лось трубит вдали —
Собрат поэта,
Пролетают стайки снегирей…
Ощущенье прибавленья света
Возникает в сердце —
Для людей.
Надо
Этим светом поделиться.
Впрочем,
Он давно к тому привык,
Певчая нахохленная птица —
Тимофей, писатель детских книг.

В. Макаров
Проникновенные, радостные, мелодичные стихи, мудрые сказки, веселые считалки, загадки, скороговорки Белозёрова не стареют и не забываются. Он включён в список 100 лучших детских писателей всех стран мира. Однажды Белозёров сказал: «Если вы, прочитав мои стихи, станете чуть-чуть добрее, я буду безмерно счастлив, значит, я чем-то помог вам». И, действительно, добрые, светлые, радостные книги Тимофея Белозёрова помогают нам, его читателям, увидеть мир другими глазами, глазами доброго волшебника, проникнуться любовью и благодарностью к окружающему миру. Среди почитателей Тимофея Максимовича — его родственник, известный продюсер и композитор Максим Фадеев. Он написал в «Инстаграме»: «Белозёров! Великий человек, поэт и мой двоюродный дед. Огромное количество детей воспитывалось на его книгах, стихотворениях. Его настоящее, доброе, светлое творчество живет в веках и остается в сердцах людей навсегда. Теперь вы понимаете, почему меня тянет к детям? Это заложено внутри… в генах! А вы читали его книги?»
Мы читаем стихи Белозёрова, а в них поют птицы, плещется река, расцветает радуга, слышится шелест берез, громыхание грозы… Он стремился открыть поэзию в самой природе, хотел показать ребенку красоту мира, научить его видеть «вздыхающую» тучку на небе, слышать «ласковую трель жаворонка», быть добрым, внимательным, сострадательным, отзывчивым. В его стихах живет настоящее царство деревьев, птиц, зверей. Для каждого времени года он находил проникновенные, добрые слова. Умел видеть мир ярким, удивительным и всегда новым, сочинял стихи, сказки и рассказы для детей, и они, прочитав его произведения, тоже видели мир ярким и необычным. Отличительная черта дарования Белозёрова — наблюдательность. Даже в самой обычной вещи поэт умеет открыть нечто интересное, заманчивое, увлекательное. Таковы его стихи «Таежный светофор», «На радуге», «В жаркий полдень». Неистощимая фантазия, гибкая изобретательность позволяет поэту показать знакомый мир в новом свете, увидеть необычное в обыденном. Для детей он придумал страну сосулек, цветные голоса.
«Читаю и не перестаю удивляться: как много неожиданных стихов может человек талантливый написать про давно знакомое, не раз виденное другими – про тайгу и охотника, о реке, лодке, дожде… Написать так искренне, по-своему, что мне, читателю, хочется тут же разделить с автором такое вот ни с чем не сравнимое счастье!», – писал о творчестве Белозёрова детский поэт Яков Аким. Мы узнаем о том, что раньше знали, но не замечали. Потому что не умеем так, как он, услышать, как «дождь стучит копытцами», как «заря выводит к водопою сторожевого лося»… И понятно ему, о чем шепчутся рыбки в воде, о чем переговариваются парящие в воздухе птицы, о чем шепчутся паучки, а кузнечики, оказывается, «расправив плечики, лето красное куют». И еще много-много интересного подсмотрел Белозёров: как «сопят бурундуки и усмехаются от сытости в усы», «как карасик дразнит чаек», как свистят тушканчики — «жалобно и робко», что снится куропаткам в сказочном снегу…
А еще Тимофей Белозёров подарил нам чудесные сказки. Благодаря поэту в среду давно известных героев сказок встали славный, добрый Лесной Плакунчик, заботливый и хозяйственный Огородный Подрастай, деловитый Дворовичок, одинокая Бука. Эти маленькие добрые колдуны-волшебники занимаются простыми делами, на первый взгляд, совсем не волшебными. Критик Ефим Беленький, оценивая творчество Белозёрова, сказал, что «это серьёзный и полезный труд поэта — педагога, в меру своего дарования помогающего духовно встать на ноги большой массе маленьких читателей». Иван Яган писал в одной из своих рецензий: «Представляю ту огромную территорию, на которой разойдутся книжки нашего земляка, вижу тысячи малышей, слушающих и читающих эти стихи. И радуюсь: много полезного и интересного узнают дети».
В волшебный мир Тимофея Белозёрова, обладающего счастливым даром всюду находить поэзию, влюблены не только дети. У него нет резкой грани между стихами для детей и для взрослых. К творчеству он относился как к празднику. Ему просто как воздух необходимо было ощущение праздника в душе. Может, оттого и стихи его такие чистые, пронзительные и лёгкие. «Вы вместе со мною будете гордиться знакомством с ярким, самобытным русским поэтом», — такую высокую оценку его стихам дал известный поэт Яков Аким. Еще ни одно поколение вырастет на этих замечательных произведениях. По ним будут постигать нашу Россию, красоту ее природы и человеческую доброту. Откройте любую из книг поэта и сказочника Тимофея Белозёрова — и как в окно, распахнутое настежь, ворвутся в вашу комнату душистые запахи леса, его шорохи и звонкие голоса птиц.

http://kultura.kurganobl.ru/3564.html
http://bibl-140.blogspot.com/2014/12/blog-post.html



Добавить комментарий

Array

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.