#Фантаст, предвосхитивший будущее
#годнауки#классики научной фантастики
«Слушай, Ариэль, слушай внимательно. Теперь ты умеешь делать то, чего не умеет делать ни один человек. Ты можешь летать. И для того чтобы полететь, тебе надо только пожелать этого. Ты можешь подниматься, летать быстрее или медленнее, поворачиваться в любую сторону, опускаться по своему желанию. Надо только управлять собой, как ты управляешь своим телом, когда идешь, встаешь, садишься, ложишься. Понимаешь?»
Читая эти строки, почти невозможно представить, что их автор, Александр Беляев, большую часть жизни был прикован к постели, — такой свободой веет от них. Здравствуйте, друзья! 16 марта исполнилось 137 лет со дня рождения одного из основоположников советской научной фантастики Александра Романовича Беляева.Он родился в 1884 году в Смоленске в семье священника. Саша рос ужасным непоседой, его шалости и розыгрыши доставляли близким немало хлопот. То он до полусмерти напугает няню игрушечным скелетиком, то примется искать клад в заброшенном монастыре. Или попытается взлететь, привязав к рукам веники вместо крыльев, или прыгнет с крыши сарая с отцовским зонтом вместо парашюта. От греха подальше, отец мальчика отдаёт своё чадо в духовную семинарию. Но… тесно в стенах бурсы богатому воображению будущего литератора. И он, игнорируя запрет Священного Синода, слушает в смоленской опере Рахманинова, Собинова, Шаляпина. Пальцы юноши обожжены кислотами фотолаборатории. Нет, не по сердцу Александру оказалась батюшкина стезя. И он поступает в Демидовский юридический лицей. А оплачивал учёбу гонорарами за игру в театре Народного дома. Его заметил сам Станиславский, но страсть к сочинительству оказалась сильнее и сцены, и музыки, которой он тоже увлёкся. После заграничного путешествия по Европе, куда он отправился накопив денег, Беляев возвращается в родной город. Публикует в журнале «Проталинка» детскую пьесу-сказку «Бабушка-Мойра» (1914), редактирует «Смоленский вестник». Он бы долго ещё искал себя. Но пришла беда. В 1915 году тридцатилетний Беляев заболевает туберкулёзом позвоночника. Несколько лет пришлось ему провести на больничной койке. Именно болезнь дала начало первому знаменитому произведению Беляева.
«Голова профессора Доуэля»
Сначала вышел его рассказ «Голова профессора Доуэля» — зловещая история хирурга Керна, который оживил голову своего учителя, профессора Доуэля. Керн заставил голову Доуэля участвовать в экспериментах и делать новые научные открытия, а всю славу приписывал себе. Позднее Александр Беляев переработает этот сюжет в роман и напишет: «Голова профессора Доуэля» — произведение в значительной степени автобиографическое. Болезнь уложила меня в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни «головы без тела», которого не чувствовал: полная анестезия. Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытать «голова без тела». В Москве Беляев работал в Народном комиссариате почты и телеграфа, а вечерами писал фантастические рассказы и романы для журналов «Всемирный следопыт», «Мир приключений» и «Вокруг света». Дочь писателя Светлана вспоминала: «Отец писал не только под своей фамилией, но и под псевдонимами А. Ром и Ар-бел, прибегая к этому в том случае, когда в одном номере журнала публиковали сразу несколько его произведений, чего делать не полагалось». Многие произведения после журнальных публикаций выходили отдельными книгами: роман «Властелин мира» о передаче мыслей на расстоянии, «остров погибших кораблей» о тайне Саргассового моря, «Борьба в эфире» о перемещении в будущее, а также, наверное, самое известное произведение Александра Беляева – «Человек-амфибия».
Человек-амфибий
В аргентинском заливе Ла-Плата объявилось странной чудище, похожее одновременно на человека и лягушку. Оно режет рыбацкие сети и пугает ловцов жемчуга. Суеверные жители побережья прозвали это странное создание «морским дьяволом» и боятся его больше, чем акул… Вы, конечно, помните историю доброго и наивного Ихтиандра, человека-амфибии, и прекрасной девушки Гуттиэре, которая переиздавалась много раз, в том числе и на других языках. Книга стала любимой для многих поколений читателей.
В Москве появляются другие книги А. Беляева «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Борьба в эфире» и другие. В 1928 году Александр Беляев переехал с семьёй в Ленинград. С этого времени он становится профессиональным писателем и, пожалуй, самым знаменитым отечественным фантастом той поры. Его даже называли «русским Жюлем Верном». А приехавший в Ленинград Герберт Уэллс, встретившись с Александром Романовичем, даже сказал: «Я с удовольствием, господин Беляев, прочитал Ваши чудесные романы «Голова профессора Доуэля» и «Человек – амфибия». О! Они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху». Именно в Ленинграде появляются «Властелин мира», «Подводные земледельцы» (исследования моря), «Чудесное око» (повесть о телевидении), рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». В 30-е годы Беляев пишет о космосе. Циолковскому, блестящий ум которого вдохновлял фантаста, он посвятил два романа: «Прыжок в ничто» и «Звезда КЭЦ» (названа так в честь Константина Эдуардовича Циолковского). Последней книгой, вышедшей при жизни писателя, стал роман о летающем человеке. «Ариэль» стала не просто воплощением детской мечты о полётах, но и символом его веры в возможности человека. Веры в то, что даже тяжёлая болезнь не может сковать душу и разум человека, с жадностью стремящегося к знаниям. Судьба испытывала этого удивительного человека буквально на каждом повороте…
Он много и часто болел сам, затем умерла его первая дочь. Незадолго до войны он перенёс очередную операцию на почках, поэтому эвакуироваться в 1941 году не мог. Жена и дочь писателя были угнаны немцами в плен и вывезены в Польшу. А Александр Романович, тяжело болея, 6 января 1942 года умер от голода.
Океанологи, медики, биологи, исследователи космоса испытывают глубокое удовлетворение, читая книги Беляева сегодня. Ведь фантаст предвосхитил появление огромного количества изобретений и научных идей: современных орбитальных станций, чудеса транспланталогии, достижения современной биохимии и генетики. За всеми этими произведениями – страстное стремление сильного духом человека бросить вызов физической ограниченности своего тела. Книги его, многие идеи из которых были осуществлены в наше время, до сих пор учат мечте и любимы читателями.
Советую всем любителям фантастики познакомится с творчеством писателя. А тем кто уже знаком перечитать и освежить свои впечатления. Читая книги А.Р.Беляева вы обязательно получите несколько часов увлекательного чтения.