«Фантастический мир» Евгения Серафимовича Велтистова
Склонность к написанию фантастических книг, это одна из основных отличий этого автора. Также особенностью Велтистова от других писателей, была его манера написания. В то непростое время, когда цензура была практически в каждом произведении, Евгений Серафимович мог написать по-настоящему раскрытую историю и при этом не нарваться на строгий суд советской цензуры. Стоит отметить, что практически все его произведения, были оставлены без изменения.
Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 года в Москве. Отец его был военным инженером. В 1942 году Велтистов поступил учиться в школу. В это время был уже второй год Великой Отечественной Войны, поэтому учёбой, это можно было назвать с большой натяжкой. В школе всего необходимого постоянно не хватало: книг и тетрадей было очень мало, поэтому дети учились писать в большинстве случаев с помощью дощечек. Возможно именно поэтому, у будущего писателя проснулось желание к учёбе и чтению. Когда маленького Женю спрашивали, кем он хотел бы стать, мальчик отвечал, что хочет продавать детские книжки, чтобы все их прочесть. Окончив школу, он решает стать журналистом и поступает на факультет журналистики при МГУ имени Ломоносова в 1951 году. С 1956 года, после окончания университета Велтистов начинает свою трудовую деятельность, сначала он работал в газете «Пионерская правда», а затем становится редактором известного журнала «Огонёк». В издательстве ему поручили руководство над фельетон[1] и различными статьями, которые печатались на последних страницах. Работая журналистом, Евгений Велтистов познакомился с величайшими учёными страны в области кибернетики, теоретической физики, космической техники, остро осознал, что научно-техническая революция касается каждого, с ней связаны надежды на развитие человечества. В это же время, Велтистов начинает заниматься литературным творчеством. Первую книгу напечатали в издательстве «Детская литература», в 1960 году. Это была научно-фантастическая повесть «Приключения на дне моря». Вскоре свет увидели и многие другие произведения автора. В 1962 году Детгиз выпускает повесть Велтистова для младших школьников «Тяпа, Борька и ракета» о собаках-космонавтах, написанную в соавторстве со своей супругой М. П. Барановой, 1967 году «Комсомольская правда» публикует повесть «Железный рыцарь на Луне». Железный рыцарь – это аппарат «Луна-9», достигший космического спутника Земли. Прототипы героев повести – создатели космических кораблей С. П. Королёв, М. К. Тихомиров, Б. В. Раушенбах. Повести не стали событием в литературной жизни, но привлекли внимание своей злободневностью. Автор хотел, чтобы человек с детства почувствовал себя причастным эпохе научно-технической революции, узнал, какие широкие возможности она открывает. Федерация космонавтики СССР наградила Евгения Серафимовича Велтистова медалью имени лётчика-космонавта Юрия Гагарина за большой вклад в пропаганду достижений страны в изучении и освоении космического пространства. Самыми известными произведениями Евгения Серафимовича, принёсшими большую известность автору, являются повести объединённые одним героем – мальчиком-роботом Электроником, копии ученика одной из московских школ Сергея Сыроежкина: «Электроник – мальчик из чемодана. Повесть-фантазия», «Рэсси – неуловимый друг», «Победитель невозможного», «Новые приключения Электроника». Вначале писатель задумывал трилогию, первая книга из которой была опубликована в 1964 году. По первым двум повестям был снят популярный телефильм, сценарий к которому был написан автором повестей. Именно в 60-70-е годы в нашей стране у юного поколения впервые возникает большая потребность в фантастике, интерес к кибернетике, что и побудило писателя создать сценарий телефильма «Приключения Электроника» (1979). Фильм имел большой успех. Велтистову как автору сценария была присуждена Государственная премия (1982). Герои первых трёх повестей – не только дети будущего, ученики седьмого, а затем восьмого класса, но и потомки наших электронно-счётных машин – кибернетический мальчик Электроник и созданная им неуничтожимая Редчайшая Электронная Собака Страус – Рэсси. Коллектив учёных во главе с профессором Громовым создаёт экспериментальный образец удивительной самообучающейся электронной машины. Кукольник придает машине вид человека, взяв за образец фотографию семиклассника Сыроежкина. Робот до такой степени похож на мальчика что их путают и родители, и учителя, и товарищи. Классический сюжет «Принца и нищего», когда абсолютное сходство позволяет героям меняться местами, в век кибернетики имеет иное развитие, увлекает юных читателей непредсказуемостью ситуаций. Дети будущего, изображенные в первой книге, похожи на современных детей: гордятся спортивными успехами, фантазируют, ссорятся и мирятся. Отличает их от современных школьников одержимость наукой, жажда познания, эрудиция. Уступают они только роботу Электронику, который учится и по ночам. Дружба детей и Электроника – главная тема повести «Электроник – мальчик из чемодана». Писатель показывает, как много даёт она и детям, и роботу, который с каждой страницей трилогии всё больше делается похожим на человека, обретая чувства, которые трудно предположить в машине. Автору удалось показать, что возможности электроники безграничны. Очень увлекательна вторая книга – «Рэсси – неуловимый друг». Повесть утверждает ценность всего живого и рассказывает о борьбе героев за сохранение животных на планете. Удивительные приключения героев позволяют забыть о слабой мотивации зла. Зачем отрицательному герою фон Кругу заменять органы живых зверей механическими и губить животных, когда кукольник может придать машине вид человека или собаки так, что их не отличить от живых? Третья часть – «Победитель невозможного». Герои её, ученики восьмого класса, совершают открытия, решают такие задачи, с которыми не могут справиться учёные…Четвертая повесть из цикла произведений о мальчике-роботе «Новые приключения Электроника» была написана автором по просьбе читателей. В отличие от первых трёх частей, это произведение адресовано более юному читателю. Впервые повесть была опубликована в «Пионерской правде». Отдельное издание вышло в 1989 году, когда писатель был уже смертельно болен. Экземпляры новой книги принесли в больницу, и он подарил её врачам, сёстрам, нянечкам. В 1966 году Велтистов становится членом Союза писателей Советского Союза. Среди других произведений Велтистова, имеющих отношение к научной фантастике, – повести для младших школьников «Гум-Гам» (1970), «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1985), а также сборник повестей-сказок – «Миллион и один день каникул» (1979).
В книге «Миллион и один день каникул» автор так увлекательно рассказывает о теории относительности, как не каждый учитель физики сумеет. Герои этой повести – пятиклассники. Они живут в то время, когда космос освоен гораздо больше, чем в наши дни. Эти дети оказались на космическом корабле и летят на встречу с родителями, которые работают на конечной космической станции в конечном космосе. Встреча должна состояться обязательно, потому что на всей Земле в первый день школьных каникул – родительский день. Но детская шалость приводит к тому, что космический корабль меняет свой курс и его притягивает чёрный карлик, мёртвая звезда. Она втягивает в себя окружающую материю. Это чёрная космическая дыра. Близ неё меняется течение времени и его направление. Герои переживают то, что не пришлось пока пережить никому: оказавшись в петле времени, они ощутили, как меняется его направление. Пока корабли с детьми и последовавшими за ними самоотверженными родителями облетают чёрную дыру и летят к Земле, для их пассажиров проходит день, а на Земле – три тысячелетия…
Сказка «Гум-Гам», впервые изданная в 1970 г., о выборе в пользу будущего, непременно счастливого и рационально устроенного. Инопланетянина Гум-Гама обнаружил мальчик Максим, отправившийся рано утром погулять во дворе. Инопланетный гость с голубым лицом мог исполнить любое желание и очень любил играть. Благодаря невероятному приспособлению Автуку, Гум-Гам запросто нарушал законы природы, превращал одни вещи в другие, летал и воплощал в жизнь любые безумные фантазии. Читатель будет следить за играми и выдумками, охватившими всех детей этого двора, и постепенно заметит, что за свои возможности главный герой платит немалую цену…
Стоит отметить, что помимо «Электроника», было экранизировано ещё несколько произведений Е. С. Велтистова. Самым популярным, конечно после электроники, стал фильм «Гум-гам» (1985). К научной фантастике Велтистова «для взрослых» или для старших школьников относятся: повесть о близком будущем – «Глоток Солнца» (1965), а также роман «Ноктюрн пустоты» (1988), ранее опубликованном вместе с предыдущей повестью в одном томе – сборнике «Ноктюрн пустоты. Глоток солнца» (1982). Оба произведения говорят об ответственности человека перед человечеством.
Писатель Евгений Серафимович Велтистов за произведения литературы и искусства для детей был награждён орденами «Дружбы народов» и «Знак Почёта».
1 сентября 1989 года детский писатель, фантаст, журналист и сценарист Евгений Велтистов ушёл из жизни в возрасте 55 лет.