Григорий Белых. Он никогда не грешил против истины

Шел 1926 год. В губернский отдел народного образования Петрограда пришли два молодых человека и принесли большую рукопись книги. Пришли сюда, потому что не знали, кому показать свою книгу. Заведующая отделом Злата Ионовна Лилина, к которой они обратились, по совместительству заведовала детским отделом Госиздата. Рукопись осталась у нее, была прочитана, очень понравилась. В итоге рукопись попала в лучшую редакцию того времени к С. Я. Маршаку и Е. Л. Шварцу. Через год книгой зачитывались дети и взрослые всей страны. Она стала настоящим событием в литературе, — начинает рассказ о Григории Георгиевиче Белых библиограф Наталья Гаева.
Из отзывов на книгу.
Корней Чуковский: «…она написана весёлым пером»;
М. Горький: «Преоригинальная книга, весёлая, жуткая».

В последующее десятилетие она выдержала еще 10 изданий на русском языке, и была переведена на многие языки мира. Через 40 лет она будет талантливо экранизирована. Вот уже почти 90 лет повесть о жизни школы-интерната с триумфом шагает по свету. А называется она «Республика Шкид». Написали эту талантливую книгу бывшие беспризорники, воспитанники школы имени Достоевского, Григорий Белых и Алексей Еремеев, писавший под псевдонимом Леонид Пантелеев

20 августа 2016 года исполняется 114 лет со дня рождения одного из авторов книги – Григория Георгиевича Белых.👇

Детство его прошло в Петрограде. На Измайловском, 7 стоял «двухэтажный почерневший от старости деревянный дом, который с незапамятных времен носил звучное имя «Смурыгин дворец»…
Будни и праздники здесь были одинаково шумны. За этот шум брючники из соседнего рынка и окрестили дом «домом веселых нищих».
Кличка пристала. Скоро даже в участке, допрашивая пьяного подмастерья, околоточный не раз, махнув рукой, говаривал:
– Бросьте в камеру проспаться. Верно, из дома веселых нищих», – так позднее описывал свой дом Григорий Белых в повести «Дом веселых нищих». 
Отец его рано умер, мать работала прачкой. Большая семья. Полуголодное детство. В школу Гриша ходил неохотно и бросил ее, научившись читать и писать. Читал книги о знаменитом сыщике Нате Пинкертоне, брался за любую работу, возил с вокзала тяжелую поклажу мешочников, не останавливался и перед воровством. Как результат – детский дом, колония и, наконец, в Шкид – Школа социально-индивидуального воспитания имени Ф. М. Достоевского, где он провел 3 года. Здесь проявились его литературные способности. Интерес к литературе и кинематографу сблизил его с Алексеем Еремеевым. Одна из их совместных затей – попытка создать «Шкидкино». В школьной газете «День» они стали печатать совместно сочиненный приключенческий роман «Ультус Фантомас за власть Советов» и другие произведения. Окончив школу в 1923, Белых становится журналистом. Л. Пантелеев вспоминал: «Мы не брезговали никаким литературным заработком печатались в «Смене», «Юном пролетарии», «Спартаке», «Работнице», «Кинонеделе», комсомольском юмористическом журнале «Будь жив!..».
По предложению матери Гриши Алексей переселился к ним в квартиру на том же Измайловском, 7 в комнатку возле кухни. Около трех лет друзья провели здесь вместе. Будущие летописцы Шкиды наскребли денег, купили махорки, пшена, сахара, чая и, запершись в Гришиной комнате, приступили к делу. В узкой комнате с окном, выходящим на задний двор, стояли две койки, между ними – небольшой стол. Что нужно было еще?! Через два с половиной месяца появилась книга, сделавшая их знаменитыми. Сюда к молодым авторам приходили впоследствии Самуил Маршак, Евгений Шварц, редактор журналов «Еж» и «Чиж» Николай Олейников. Здесь бывали и ночевали многие шкидцы.
Теплую и любовную характеристику о Грише Белых оставил в своей незавершенной рукописи «Школа имени Достоевского» В. Н. Сорока-Росинский – директор Шкиды, отметив, в первую очередь, его литературное дарование: «Гр. Белых еще в бытность свою в школе обладал столь редким среди наших писателей чувством юмора. Его юмористические статейки, появлявшиеся в многочисленных журналах школы, заставляли от души смеяться даже тех, кто сам бывал их жертвой, даже педагогов». И дальше: «Был Гр. Белых и очень талантливым рисовальщиком-карикатуристом и сам иногда иллюстрировал свои статейки. Иногда его юмор переходил в язвительную иронию, а карикатура – в шарж: ради красного словца Белых не пощадил бы и родного отца, но при всем этом обладал чувством меры: он никогда не грешил против истины, мог шаржировать, но не выдумывал небылиц. Он был настоящим реалистом».
Удачей стала написанная Белых уже в одиночку в 1930 году книга «Дом веселых нищих». В ней проявился тот же темперамент, то же умение ярко, сильно выделить характеры и ситуации. По свидетельству Пантелеева, в книге нет вымышленных героев: мать, Любовь Никифоровна, братья, сестра, дед, бесчисленное количество ремесленников, мастеровых и сверстников героя – всем им он сохранил свои имена (кроме своего – себя он вывел под именем Романа Рожнова).
Отдельными изданиями позднее выходили новые рассказы Белых о Шкиде: «Лапти», «Сидорова коза», «Белогвардеец».
В конце 1935 года Григорий Белых был репрессирован по обвинению в контрреволюционной деятельности (Статья 58 пункт 10 Уголовного Кодекса РСФСР от 1926 г.). Она, по разным сведениям, заключалась то ли в написании стихотворения «Два великих» (о И. В. Сталине и Петре I), в котором содержались такие строки:

«…Сдаюсь, сдаюсь, Иосиф Первый.
Мою идею о канале
Вы, не жалея сил чужих
Весьма блестяще доконали.
Я ж был идеями богат,
Но не был так богат рабами»,

то ли в написании поэмы о И. В. Сталине, на ту же тему и в том же духе.
Белых был осужден и провел в тюрьме два с половиной года, сидел он в Крестах. Известно, что Алексей Иванович Пантелеев пытался хлопотать за него, посылал телеграммы Сталину с просьбой облегчить лагерные условия тяжело больному туберкулезом человеку.
Существует последнее письмо Белых, адресованное Пантелееву, написанное за три дня до смерти. Это ответ на письмо Алексея Ивановича. Читать его трудно: прыгающие, порой бессвязные и алогичные строчки, написанные совершенно больным человеком, в сознании которого уже многое путается, хотя где-то он еще верит в будущее: «Надеялся я еще на пару свиданий в августе и на одном увидеть тебя. Посидеть на табуреточке и поговорить с тобой о самых простых вещах… Наконец, разве нечего нам сказать о задуманном, об испорченном, о дурном и хорошем, чем несет в воздухе». И тут же рядом: «Алексей, у меня странное такое впечатление, что я пишу, а меня волокут наверх санитары, отчего и строчки дрожат».
Он ждет своего близкого дня рождения, верит в какой-то по этому поводу маленький праздник. И вдруг заключительная строка: «Кончено все…»
Он умер от туберкулеза в пересыльной тюрьме 14 августа 1938 года в возрасте 31 года.

А книга «Республика Шкид» в 1937 году почти на четверть века была изъята из употребления. И вновь обрела своих читателей лишь после реабилитации писателя в 1957 году.
Издавалась она огромное количество раз.
В нашей библиотеке вы можете взять почитать книгу«Республика Шкид».
В 1967 году по повести был снят фильм. Он стал одним из лидеров проката. Только за первые десять дней «Республику ШКИД» посмотрело 17 миллионов зрителей! Однако выходу картины предшествовала долгая и не слишком веселая история: «Республику ШКИД» пытались запретить, и только чудом ее удалось выпустить на экраны. Первоначально Геннадий Полока снимал 2-серийный фильм, но от него остались всего полтора часа. Все, что не устроило цензуру, было вырезано и уничтожено.  Критика назвала фильм энциклопедией для хулиганов. И тем не менее, картина получилась очень доброй, гуманной, жизнеутверждающей. Сергей Юрский, сыгравший роль Виктора Николаевича Сороки-Росинского, написал небольшой очерк о работе над этим фильмом: «Конечно, я люблю Викниксора. И рад, что он понравился многим миллионам зрителей. Для меня Викниксор в фильме «Республика Шкид» это идеал педагога. Прежде всего, он не стремится сделать своих учеников маленькими копиями самого себя, а пытается вытащить из них и развить то индивидуальное, что в них возбуждает. И самое главное, Викниксор – принципиальный воспитатель талантов. Есть такая известная формула: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». К сожалению, эта формула иногда бывает формулой воспитания. Мой Викниксор органически не приемлет подобную формулу как воспитатель. Он убежден: «Поэтом ты обязан быть!.. Только будучи поэтом, ты сможешь стать гражданином». Разумеется, поэтом в широком смысле слова. Но и в узком тоже. Недаром в «Республике Шкид» (школе имени Достоевского) все ребята писали стихи. Отсюда же и массовое, почти истерическое, увлечение стенными газетами. И самодеятельный театр…»

Некоторые интересные факты из истории фильма:

  • В 60-е годы не могло быть и речи о том, чтобы выпустить фильм, пропагандирующий демократию американского образца. Режиссёру помог случай. Геннадий Полока продемонстрировал «Республику ШКИД» на открытии Дома творчества кинематографистов в Репино. После этого самые известные режиссёры страны выступили за то, чтобы картина вышла в прокат.
  • На роль Викниксора (директора школы Виктора Николаевича Сорокина) студия утвердила Андрея Попова, на Полока вместо него пригласил молодого Юрского.
  • 11 режиссеров, прочитав сценарий, написанный Леонидом Пантелеевым, от картины отказались. За две недели Полока сделал другой сценарий, пионерию, правда, пришлось оставить. На худсовете Пантелеев заявил, что это безобразие: в картине все гениально, кроме режиссера.
  • Многих актеров на роли малолетних преступников Полока нашел в спецприемниках – искал подростков, знающих о воровстве не из рассказов. На съемки их привозили под конвоем.
  • На роль жены директора школы пробовалась Вия Артмане, но режиссер решил снимать собственную супругу красавицу Юлию Бурыгину.
  • Прототипами Янкеля и Пантелеева были авторы книги «Республика ШКИД» Григорий Белых и Леонид Пантелеев.
    Источник:http://vokrugknig.blogspot.com/2016/08/blog-post_20.html?m=1


Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.