Художник-сказочник Владимир Сутеев
117 лет назад родился один из зачинателей советской мультипликации Владимир Григорьевич Сутеев (1903 – 1993). Один из самых любимых детских писателей, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Когда начинаешь вспоминать его книги и мультфильмы: «Под грибом», «Мешок яблок», «Цыплёнок и утёнок», «Кто сказал «мяу»?», «Палочка-выручалочка», «Петя и Красная Шапочка», «Волшебный магазин», «Когда зажигаются ёлки», сразу вспоминается детство. С его творчеством знакомы все дети с самого раннего возраста, именно его книги часто становятся первыми для многих малышей. Почти в каждой семье была и есть его знаменитая, бесконечно переиздаваемая книга, названная им «Сказки и картинки», и многие другие. Книги и мультфильмы Сутеева вызывают восхищение и взрослых людей, они перечитывают и пересматривают их вместе с детьми и внуками и не устают восторгаться творчеством доброго сказочника. Мультфильмы, снятые по его сценариям, и сейчас завоевывают сердца маленьких зрителей. Замечательные сказки для самых маленьких читателей, к которым Сутеев сам рисовал иллюстрации, до сих пор издаются большими тиражами во многих странах мира. Он подарил детям радость, яркие краски и веселые истории. В чем кроется волшебный талант, которым обладал Владимир Сутеев? Биография художника просто отвечает на этот вопрос – в любви и доброте. Поражает история его любви, пронесённая через всю жизнь, его верность, порядочность и благородство.
В 1931 году он выпускает первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперек», где дебютирует как постановщик.
В начале 30-х мир восторгался диснеевским Микки Маусом — его мимикой, подлинностью движений и почти человеческим характером. Именно тогда в Советском Союзе решили создать своего мультипликационного героя. Инициатором идеи и автором был Владимир Сутеев. Вместе с Львом Атамановым, который был всего на два года старше, создавал образ персонажа Кляксы, предназначенный для нескольких серий. Эти мультфильмы не сохранились. В 1935 году перешёл в коллектив Виктора Фёдоровича Смирнова на «Экспериментальную мультмастерскую при ГУКФ» который изучал опыт работы Уолта Диснея в Америке, затем на «Мосфильм», где работал, числясь в титрах художником, фактически же выполняя и режиссёрские функции. С 1936 года работал на киностудии «Союзмультфильм». Он стоял у истоков советской мультипликации, был, по сути, самоучкой. Учебником были работы Диснея. И появились фильмы: «Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках», «Дядя Степа», «Сказка про белого бычка», было написано восемь сценариев, которые потом превратились в занимательные произведения.
Но и в это время Сутеев постоянно рисует для детских и подростковых периодических журналов: «Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята», «Искорка», «Пионерская правда» и других. С 1923 года он начинает иллюстрировать книги для детей. Среди самых известных его работ — иллюстрации к произведениям Корнея Чуковского и Самуила Маршака.
22 июня 1941 года он представляет в комитете кинематографии свою экранизацию «Мухи-Цокотухи», а через два дня отправляется на Юго-Западный фронт. Участвовал в Белорусской операции, в боях на Юго-Западном фронте. Только в 1943 году его отзывают с фронта на «Воентехфильм», где он ставит учебные фильмы (кадры из этих фильмов войдут в учебники Суворовского училища): «Ориентирование на местности», «Типы вражеских танков», «Уничтожай танки врага», «Борьба с вражескими танками» и «Как бороться с замораживанием». Любимую работу Сутеев продолжал даже в военные годы. Когда выдавалось свободное время, рисовал для детей — ведь детям в военное время чудеса еще нужнее, чем в мирное. К сожалению, война развела его с первой женой — она не дождалась его и ушла, как только закончилась война и Сутеева демобилизовали. Детей у них не было. Сутеев был награждён орденом Отечественной войны II степени (1985).
После войны художник преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». Внёс вклад в освоение цветного кино. Возможно, нарисовал бы еще десятки картин. Но однажды в коридоре студии встретил женщину, которая станет смыслом всей его жизни.
Был у тех писем свой «почерк». Там было мало слов. В основном — рисунки. В легендарной сутеевской технике. Сутеев представлял там себя в виде утенка, а возлюбленную — в виде цыпленка. И все было понятно без слов: вот утенок выглядывает сквозь прутья клетки и отчаянно кричит цыпленку, находящемуся в соседней клетке: «Люблю!». Вроде бы и рядом, и на виду, а не подойдешь, не обнимешь.
«Дорогой, любимый, золотой мой цыплёнок! Ты знаешь, что я очень сильно — сильнее быть не может — люблю, люблю, люблю… Ты моё чудо! Самая красивая моя сказка! Самый красивый рисунок! Я не могу жить без тебя! Твой утёнок…»
Вот утенок бежит к цыпленку с букетом. А вот просто падает, сложив в молитве крылышки, к подножию огромной буквы Т, которая светится лучами. Кстати, с этой буквы Т — первой буквы в имени возлюбленной — и начиналось большинство писем. А заканчивалось нежным: «И каждый цыпленок, и каждый котенок шепчет тебе о моей любви».
Умный, благородный, скромный, даже застенчивый, с прекрасным чувством юмора, Сутеев, родившийся в 1903 г., успел вобрать в себя то хорошее, что было в Российской империи и что спустя десятилетия во многих будет безвозвратно утеряно. Честь, совесть, чувство собственного достоинства — об этих качествах он знал не из книг. Потому и письма его были написаны будто в веке XIX. И все, что им делалось, делалось во имя этой любви. Он и не просил ее ни о чем — ни о связи, которая бы ее оскорбила, ни о каких-то жертвах. Он хотел, чтобы она увидела, что он «чего-то да стоит». «Вы, конечно, почувствовали уже: все собачки, кошки, зайцы, уточки и птицы объясняются Вам в любви. Я нарочно давал Вам свои рисунки, мне казалось, эти картинки скажут Вам больше меня». «Нет для меня ничего дороже на свете, чем Вы… Хотелось быть лучше, что-то создавать для Вас и ради Вас. Когда работал, всё время думал: старайся, это увидит Она… Каждую свою книжку я нёс к Вашим ногам… Благодаря Вам я стал человеком, почувствовал в себе силы, уважение к себе. Всё это время я старался жить красиво, быть в интеллектуальной форме. На тот необыкновенный, невозможный случай — вдруг Вы полюбите меня...» За 37 лет были сотни писем. Она ответила лишь дважды.
«Бабушка рядом с ним помолодела, расцвела. И только расстраивалась, когда он втихаря нарушал строгий запрет врачей на курение». Он продолжал рисовать — на салфетках, автобусных билетах. Оставлять трогательные записочки в виде рисунков. Незадолго до смерти перерисовал иллюстрации к книге Чуковского «У меня зазвонил телефон» — на более современные. Но к этому моменту он уже катастрофически терял зрение. Делал наброски, а жена «доводила до ума». Мечтал раскрасить «Чиполлино» — в первом варианте он вышел черно-белым. Не успел. Уже практически ослепнув, дрожащей рукой вывел предсмертный «семейный портрет» — маленький, но сильный цыпленок несет на себе поникшего обессиленного утенка.
«Он до самой смерти благодарил судьбу за такой подарок, называл бабушку «моя девочка», и даже будучи уже слепым и наполовину парализованным, безошибочно находил ее руку, чтобы поцеловать», — вспоминает внучка Ирина. «Это были удивительные 10 лет, прожитые в любви и гармонии, — продолжает Элеонора Сергеевна. — Уже под конец он не вставал, я вечерами меняла маму, дежуря у его кровати. Порой он начинал бредить. И даже в бреду продолжал заботиться о нас. Например, шептал, что купил чудесные яблоки, а на дворе были голодные 90-е, и говорил, что «надо отнести яблоки Лоре и девочкам». Перед смертью он уже почти никого не узнавал. Только целовал ей руки. А уходя, сказал: «Спасибо тебе, моя девочка…» Владимир Сутеев и Татьяна Таранович умерли в один год. Владимир —8 марта 1993 года, Татьяна — в ноябре. Она не смогла жить без него и быстро угасла — дало знать о себе больное сердце. Похоронены супруги в одной могиле.
Любовь длиною в жизнь, а сколько сделано параллельно!
С 1947 года Сутеев стал работать в Детгизе. «Скромно работать, — говорил о себе, добавляя: — Пришлось многое осваивать заново». Сутеев осваивал способ превращения мультфильма в книжку-картинку, а это дается не каждому художнику. Мы все росли на книгах с его рисунками, ведь он иллюстрировал добрую половину детской книжной классики середины прошлого века. С иллюстрациями Сутеева вышли книги Родари, Чуковского, Барто, Маршака, Михалкова и других классиков детской литературы. Помните, какие там были удивительные и теплые рисунки? «Веселых авторов, пишущих для малышей, — мало, а художников, жаждущих нарисовать забавную смешную книжку, — гораздо больше, поэтому волей-неволей пришлось мне самому придумывать сказки и рисовать к ним картинки», — с улыбкой признавался Сутеев. Начал он свою писательскую карьеру с альбома «Сто картинок», весёлых, милых, добрых.
Следующая книжка вышла в 1952 году, она называлась «Две сказки про карандаш и краски». Корней Чуковский приветствовал её появление рецензией в «Литературной газете». В. Сутеев: «…мне часто задают вопрос: «Скажите, как вы задумываете свои сказки? Что рождается раньше — рисунок или текст?» Думаю, что на этот вопрос не может быть ответа, так же, как и на вопрос: «Что было раньше — курица или яйцо».
Он, по сути, создал некий промежуточный жанр – «книжку-картинку» – соединив динамику и информативную образность мультипликации с, поясняющим и оформляющим сюжет текстом. Сейчас многие пишут, что Сутеев рисовал «первые советские комиксы». Звучит это броско, но не совсем корректно. Всё-таки в комиксах рисунок первичен, он всегда главенствует над текстом (если текст вообще есть). Кстати, подобие комиксов Сутеев тоже рисовал — например, в книжках про пёсика Пифа. Но его сказки рождались именно в тесной взаимосвязи текста и рисунка. Да, текст Сутеева весьма лаконичен и прост, он занимает гораздо меньше места, чем рисунки. Но, в отличие от комиксов, тексты сказок Сутеева можно прочесть и отдельно – свою цельность они не потеряют. Лишившись иллюстраций, эти сказки, в прямом и переносном смысле, блекнут, а то и теряют важную информацию.
Изданные книги с иллюстрациями Владимира Сутеева не перечислить. Среди них такие, как: «Это что за птица?», «Под грибом», «Мешок яблок», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал мяу?», «Палочка-выручалочка», «Усатый-полосатый», «Дядя Стёпа», «Веселое лето» В.Берестова, «Айболит», «Яблоко», «Разные колеса», «Тараканище», «Мойдодыр», «Медвежонок-невежа», «Упрямый лягушонок», «Котёнок, который забыл, как надо просить есть», «Одни неприятности», «Спускаться легче», «Где лучше бояться?», «Середина сосиски», «Так не честно», «Хорошо спрятанная котлета», «Меня нет дома», «Эхо», «Тень все понимает», «Секретный язык», «Однажды утром», «Ромашки в январе», «Помощник», «Как щенок Тявка учился кукарекать» и многие другие.
Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги Д. Родари «Приключения Чипполино», норвежского писателя А. Прейсена «Весёлый Новый год», венгерского писателя Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка», английского писателя Л. Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Международным любимцем детей стал сутеевский щенок Пиф (из книги «Приключения Пифа» в пересказе с французского).
Владимира Сутеева порой спрашивали, откуда взялось его сказочное дарование. Он улыбался в ответ, говорил, что всё вышло случайно. Он как-то подумал, что хороших книжек для детей не так много, что он мог бы исправить эту ситуацию. И он её исправил. Книжки Владимира Сутеева стали одними из самых продаваемых сказок в Советском Союзе. Сутеев писал в 1968 г.: «В общем, книжки имели успех у детей и – как это ни удивительно – у взрослых. По устаревшим уже данным Всесоюзной книжной палаты, они изданы общим тиражом (у нас и за рубежом) около 20 млн. экз. и переведены на 36 иностранных языков. Я получаю много писем очень приятного содержания от моих маленьких читателей, а порой от их мам, пап, бабушек и дедушек, которые пишут под диктовку своих малышей. Мне пишут учителя, библиотекари, работники детских садов, инженеры… Особенно взволновало меня коллективное письмо сотрудников детской больницы в Рязани. Врачи, медсестры и няни писали: «…ваши сказки и рисунки помогают нам лечить детей. Даже у самых тяжелобольных они вызывают улыбку. Нам очень нужны такие книги»… Все эти письма — радостная и вдохновляющая награда — большое, настоящее счастье для художника». В 1965 году Владимиру Григорьевичу было присуждено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
Главной темой сказки «Под грибом» являются коллективные отношения, умение дружить, вовремя оказать помощь. Все лесные зверьки и насекомые прячутся от дождика под шляпкой грибка, и всем находится место. Ведь так и должно быть в жизни: никто никого не выгоняет из игры или не сгоняет с занятого места, каждый может слегка потесниться и принять товарища. А это важная мысль для жизни ребенка в коллективе.
«Мешок яблок» — еще одна умная и мудрая сказка В. Сутеева. В ней дети получают уроки добра, сострадания, щедрости, ответственности, настойчивости, взаимной выручки, дружбы. Папа-заяц собрал для своей семьи мешок яблок. Еле-еле тащит его домой. А по дороге встречает разных зверей, и все просят их угостить яблоками. Никому не отказал добрый Заяц. Зато каждый из зверей сделал в ответ ему подарок. Доброе дело Зайца обернулось добром. Медведь поделился медом, бельчата – орехами, ежик – грибами, коза – овощами. Эта сказка научит маленьких детей щедрости. Поделиться конфетой или печеньем с товарищем или новой игрушкой. Это еще один этап в жизни ребенка.
Сказка Сутеева «Кто сказал «мяу»?» Спал щенок и вдруг услышал странный звук. Он пошел, полный любопытства, узнавать, кто сказал «мяу». И в результате любопытство не довело его до добра. Он должен спастись от злого лохматого Пса, его укусила за нос Пчела. Обиженный, он возвращается домой. Оказывается, надо уметь отличать любопытство от любознательности, которая сочетается с осторожностью. А для малыша это важно.
На решение проблемы воспитания нравственно‐волевых качеств ребенка, преодоления эгоизма направлена сказка «Яблоко». Писатель показывает свойственные раннему возрасту проявления эгоизма, собственнических чувств и сосредоточенности на себе. Аналогичные сцены наблюдают мамы детей полутора – двух с половиной лет, когда их чада без всяких церемоний отнимают друг у друга игрушки и без борьбы редко расстаются со своей собственностью. В подобных ситуациях взрослый должен учить малыша любить людей, прививать позитивные формы общения с другими детьми, делиться и решать спорные вопросы по справедливости.
Умелое использование образности языка, эмоциональность рассказа и собственные иллюстрации в сказке «Кот‐рыболов» позволили В.Г. Сутееву мастерски нарисовать карикатурные образы героев‐иждивенцев – Волка, Лисы, Медведя. Высмеивая их жадность, алчность, глупость, автор стремится уберечь детей от психологии потребления. Сказка несет важные для воспитания мысли: любой труд связан с дисциплиной, собранностью, напряжением сил; чтобы получить плоды, необходимо сначала потрудиться. Сутеев показывает в своих сказках красоту таких нравственных качеств, как доброта, щедрость, мудрость, справедливость, трудолюбие, сочувствие, умение дружить и прийти на помощь. Он порицает глупость, лень, жадность, трусость, эгоизм, иждивенчество и создает в своих произведениях огромный потенциал для духовно‐нравственного развития ребенка.
Нередко сказки Сутеева представляют собой своеобразные загадки, где намёки на разгадку «прячутся» не в тексте, а в картинках. Например, внимательный ребёнок с удовольствием обнаружит на рисунках «Кто сказал «Мяу»?» прячущуюся кошку и посмеётся над озадаченным щенком. По сказке «Мышонок и Карандаш» можно научить ребенка рисовать. Там последовательно показывается, как из простых элементов (кругов, овалов, треугольников) рисуется туловище котенка. Попробуйте и убедитесь сами, как это легко. Но такая легкость к Сутееву пришла с годами, и далеко не каждый захочет раскрыть тайны своей техники. А ребенок, восторженно рисуя не каляки-маляки, а котика, почувствует себя настоящим волшебником.
Книги В. Г. Сутеева надо не только читать, но обязательно долго рассматривать. Это же настоящие мультфильмы. Только каждый новый кадр остановлен, и на него можно любоваться сколько угодно долго. Иллюстрации Сутеева не только украшают книги. Они еще и дополняют произведения, ведь зачастую словесных портретов в детских сказках нет – автор ограничивается двумя-тремя словами: добрая фея или хитрая лиса. А ведь представить персонаж ребенку еще очень трудно. Поэтому художник в своих рисунках выражает не только внешнее сходство героев, но и старается показать их характер. Любимыми героями художника являются зверята, поэтому Сутеев очень часто бывал на природе и наблюдал за повадками животных, которые потом переносил на бумагу. Все зверюшки имеют характер, кто добрый, а кто и не очень, но все они ярки и хороши, а главное – понятны даже самому маленькому слушателю. Все, что не договаривает, мастер рисует. «Меня всегда занимает вопрос: что думают мои персонажи? Я обязательно должен понять, как они реагируют на происходящие события. Каждый делает это по-своему — уж такой у него характер. Вживаясь в их жизнь, я и нахожу естественные и забавные выражения их «лиц», движения и ракурсы».
Всем известно о его мастерстве изображения животных, теплоте, душевности, трогательности образов. Всё это есть. Но у Сутеева особенное, характерное построение сюжета, характера поведения героев. Они постоянно активно общаются и активно действуют. В самом коротком сюжете Сутеева происходят в связи с этим какие-то, часто неожиданные превращения. Как в настоящей сказке. Некоторое чудо или фокус происходит на глазах у зрителя. Всё на виду, всё просто, ясно, никаких секретов, никакого обмана. И всё же — явное волшебство. Три разноцветных котенка вдруг все вместе становятся белыми, потом черными, потом мокрыми, потом снова такими же, как были сначала. Нарисованные сыр и сосиски на глазах у изумленного мышонка превращаются в кошку. Бесполезные вещи в руках сообразительных зверушек превращаются в полезные («Палочка-выручалочка», «Разные колеса»). Персонажи этих детских книжек не сюсюкают, не дурачатся — они заняты делом. Они могут что-нибудь строить («Кораблик»), или что-нибудь самоотверженно исследовать («Кто сказал «мяу»?»). Короче говоря, все эти нарисованные звери — люди серьёзные, люди творческие.
За всю жизнь Владимир Григорьевич создал не один десяток сказок, мультфильмов, рисунков. В 1968 году Владимир Григорьевич Сутеев, «советский Дисней», «русский Андерсен», талантливый сказочник и добрый волшебник написал в своей автобиографии: «Я счастлив, что посвятил свою деятельность детям». Представить себе детскую литературу и советскую мультипликацию без Сутеева сегодня невозможно — вряд ли найдется в России такой ребенок, который не знаком со снеговиком-почтовиком, не смотрел мультфильм про зайчишку с мешком яблок и не искал вместе с любопытным щенком того, кто сказал «мяу». Сказочные истории Сутеева должны быть в каждом доме, ведь это современная классика! Храните их и передавайте детям и внукам. Потому что они добрые, их герои понятны и похожи на самих читателей, зрителей, потому что персонажи – совершенно живые, потому что приключения этих персонажей всегда хорошо кончаются, а детям, как и нам, нужна добрая сказка «про меня» с хорошим концом, чтобы жить было легче. И сутеевские книжки и фильмы – именно такие. На его добрых и умных произведениях выросло и воспиталось не одно поколение людей. И в нашей современности сказки Сутеева занимают лидерские позиции на полках книжных магазинов. Ведь такие сказки – это целый кладезь знаний, которые автор ненавязчиво и в доступной форме передает малышам. Они учат всему доброму и прекрасному.