Праздник Ивана Купалы – народный праздник, пришедший со времен язычества, который принято отмечать в ночь на 7 июля. Совпадает с христианским празднованием Рождества Иоанна Крестителя. ☘Ивана Купала (или на древнеславянском – Купайла, Иванов день) считается в народе праздником Солнца и зеленого покоса. По старому стилю, празднование отмечалось 24 июня и совпадало с днем летнего солнцестояния, которому и было посвящено торжество. После перехода на новый календарь у праздника осталось только смысловое значение, а привязка к солнцестоянию была утеряна. ☘Традиционное празднование Ивана Купалы связано с языческими дохристианскими обрядами, которые включают три обязательные составляющие: травы, воду и огонь.
Ночь на Ивана Купала овеяна древней мистикой, тайнами и гаданиями на судьбу. В то же время это очень жизнерадостный праздник, где много развлечений, весёлых танцев у костра и надежд на счастливую любовь в будущем. Это красочное народное гуляние, пришедшее к нам из древних времён, просто не могли обойти стороной классики русской литературы. И писатели, и поэты часто описывали в своём творчестве народные поверья, быт и праздничные обряды простых русских людей в деревнях и сёлах. Но, как и положено «инженерам человеческих душ», они не занимались простым описательством, а наглядно показывали, к чему может привести необузданное человеческое желание завладеть силой и богатством, которые дарит купальский цветок папоротника. Давайте вспомним самые яркие упоминания этого летнего торжества.
Самое впечатляющее описание чудес этого праздника нам подарил Николай Васильевич Гоголь. В своём рассказе «Вечер накануне Ивана Купала» он рассказывает о сделке главного героя с потусторонним миром. Желая любыми способами заполучить в жёны любимую девушку и клад с червонцами, молодой парень Петрусь обещает нечистой силе сорвать цветок папоротника и убить маленького мальчика. Главного героя опутали магические чары, которые не давали ему вспомнить, что же он натворил. Ни сокровища, ни брак с желанной красавицей не принесли ему счастья. В конце концов память вернулась к главному герою. Но от страшных воспоминаний он буквально сгорел заживо. «Сбежались люди; принялись стучать; высадили дверь: хоть бы душа одна. Вся хата полна дыма, и посередине только, где стоял Петрусь, куча пеплу, от которого местами подымался ещё пар. Кинулись к мешкам: одни битые черепки лежали вместо червонцев». А овдовевшая жена погибшего в огне стала монахиней, и больше «никто не слыхал от неё ни одного слова».
Юзеф Игнатий Крашевский в сказке «Цветок папоротника» рассказывает про мальчика Яцека, который после долгих исканий нашёл купальское чудо – цветущий папоротник, исполняющий желания. Подносил цветочек герою рассказа всё, чего бы тот ни захотел, вот только счастья тоже не принёс. Ведь не мог Яцек поделиться своим богатством ни с кем, иначе пропадёт всё, что волшебством даровано. Парень страдал, наблюдая, как в нищете умирает его больная мать, но не стал помогать. Когда он узнал, что от голода вымерла вся его семья, от горя произнёс последнее желание – «Сгину и я»! Только сказал – земля расступилась, поглотила Яцека и цветок папоротника вместе с ним. И с той поры нет больше на свете злосчастного цветка».
А вот строки из стихотворения «Купальская ночь» Петра Якубовича:
Видимо для глаза и для уха слышно
Вырастают травы; расцветает пышно
Папоротник вещий, и с разрыв-травою
Шепчется, кивая яркой головою…
Сергей Есенин, певец русской природы и русских традиций, обращается к теме Купальской ночи в двух стихотворениях.
За рекой горят огни,
Погорают мох и пни.
Ой, купало, ой, купало,
Погорают мох и пни…
Нетрудно заметить, что в этом стихотворении поэт берёт за основу традиционные обрядовые песни. Жизнеутверждающее начало вплетается в есенинские строки: «Кому радость, кому грех, А нам радость, а нам смех…». А вот другое стихотворение этого поэта:
Матушка в купальницу по лесу ходила,
Босая с подтыками по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли…
Лирический герой рождается в Купальскую ночь:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Но будет ли счастье у «внука купальской ночи»? Или ждёт его судьба-разлучница? Чувствуется тоска в строках стихотворения, перебирает поэт тёмные струны купальской лиры. Не всегда ночь на Ивана Купалу обещает счастье. Есть у этого праздника и тёмная сторона, таинственная, запредельная… Эта сторона языческого праздника нашла своё отражение в народных сказаниях о поисках цветущего папоротника, о разгулявшейся нечисти, о попытках найти разрыв-траву, отворяющую любые двери. Мифологическое наследие народа вплелось и в произведения русских литераторов, слилось с душевным надрывом, психологическими исканиями. Например, как в стихотворении «Цветы» поэтессы Серебряного века Черубины де Габриак:
Акаций белые слова
Даны ушедшим и забытым,
А у меня, по старым плитам,
В душе растёт разрыв-трава.
Максимилиан Волошин использует образ разрыв-травы для создания образа России:
У нас в душе некошенные степи.
Вся наша непашь буйно заросла
Разрыв-травой, быльём да своевольем.
Размахом мысли, дерзостью ума…
А Павел Антокольский с разрыв-травой сравнивает… женщину!
Она сама ― явление природы,
Как молния или разрыв-трава.
Как все красавицы и все уроды,
Она всегда по-своему права.
Про волшебный цветок папоротника и магию в ночь Ивана Купалы писали такие поэты и писатели, как Иван Бунин, Мирра Лохвицкая, Велимир Хлебников, Даниил Хармс, Давид Самойлов, Франтишек Олехнович. В рассказе Юрия Нагибина «Сирень» эпизод гаданий в самую короткую ночь года имеет важное для сюжета значение. Какое? Узнаете, когда прочитаете. Эпизодически этот праздник упоминается в романе Алексея Толстого «Князь Серебряный», в повести Виктора Астафьева «Последний поклон» и в сценарии фильма «Андрей Рублёв» (авторы Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский).