Табаков Олег Павлович. Человек-легенда.
85 лет назад, 17 августа 1935 года, в Саратове родился ОЛЕГ ПАВЛОВИЧ ТАБАКОВ — советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР.
Олег Табаков решил стать актером еще в детстве, когда занимался в театральном кружке «Молодая гвардия». В 1953 году он поступил в Школу-студию МХАТ. Свою первую роль Табаков сыграл уже на третьем курсе — снялся в фильме «Тугой узел» Михаила Швейцера. В 1957 году Олег Ефремов пригласил его в Студию молодых актеров — будущий «Современник». Табаков быстро стал одним из ведущих актеров, а после ухода Ефремова — руководителем театра. В 1976 году Табаков создал свой театр — «Табакерка», а в 2000 году он возглавил МХТ имени Чехова — и привел на эту сцену молодых талантливых режиссеров.Олег Табаков сыграл более 200 ролей в театре и кино: он снимался в «Семнадцати мгновениях весны» и «Живых и мертвых», играл в спектаклях «На дне» и «Двенадцатой ночи», его голосом говорил кот Матроскин в мультфильмах о Простоквашино. Актера не стало 12 марта 2018 года.
Из книги О. П. Табакова «Моя настоящая жизнь»:
«Я появился на свет желанным ребенком. Родители в ту пору были очень счастливы. Маме, Марии Андреевне Березовской, исполнилось тридцать два года, отцу, Павлу Кондратьевичу Табакову, – тридцать один. Хотя много позже, будучи уже на возрасте, мама призналась, что, поскольку она училась на V курсе медицинского факультета, в ее планы тогда не входило заниматься деторождением. Меня старались, как бы это сказать… извести. Но не тут-то было. Поэтому живучесть, бойкость и развитый инстинкт самосохранения считаю своими врожденными качествами. <…>
Все воспоминания тех лет очень светлые. Солнце, пространство, воля. Счастье. Вокруг – только любящие люди – мама, папа, баба Оля, баба Аня, мамин брат дядя Толя и его жена Шура, мои сводные брат и сестра – Женя и Мирра. Я все-таки застал относительно короткий, но очень важный для ребенка период благополучия в семье.
Все безоблачные радости кончились в июне 41-го. Началась совсем иная жизнь.Уже в июне отец ушел добровольцем на фронт. Он был врачом. Наша семья получилась насквозь медицинской. Врачи – папа, мама, тетя Шура. В медицину пошли мой двоюродный брат Сергей и сводный брат Женя, сестры Мирра, Люся, Наташа. И их дети – тоже. <…>
Уже после войны я начал рьяно собирать книги. Тогда выходили популярные приложения к журналу «Красноармеец» – адаптации книг, сделанные для солдатиков. Там было немало интересной, ошарашивающе живой по тем временам литературы. Так я впервые узнал замечательного английского новеллиста Джекобса Джекобса, Проспера Мериме – «Переулок госпожи Лукреции», «Таманго», «Дело миллионера Корейко» по Ильфу и Петрову, «Озорника» Ардова, «Прекрасную даму» Алексея Толстого – можно сказать, порнографический рассказ. Из таких тоненьких книжиц и образовалась моя первая библиотека. К делу я относился серьезно.
Приобщать к прекрасному мама начала меня довольно рано. Первый раз она повела меня в театр на балет еще до войны. Самые горячие мои чувства оказались шовинистическими. Будучи на четверть поляком, я страшно негодовал по поводу татарских набегов на польское государство и очень сочувствовал Марии, которую принуждали к сожительству.
В начале войны, в сорок втором году, в Саратов эвакуировали МХАТ. Долго у меня хранились мамины программки с именами Тарасовой, Грибова, Москвина… Меня повели на «Кремлевские куранты». Я заснул и проснулся только тогда, когда Ливанов, игравший матроса Рыбакова, закричал зычным голосом. Больше никого не помню. Даже Ленина. Видимо, потому, что другие персонажи не попадали в круг моих детских представлений и знаний так, как Суворов.
Меня вообще привлекали актеры острой характерности. Герои меня не интересовали вовсе. Завораживало умение. Для вполне обычного молодого человека мои художественные пристрастия были несколько нетипичны. Любимым фильмом был не «Тарзан», не «Королевские пираты» или «Одиссея капитана Блада», а «Судьба солдата в Америке» – так в советском прокате называлась картина «Бурные двадцатые годы».
За год до окончания школы я начал подготовку в театральный институт. Читал все подряд: скучного Станиславского и гораздо более интересного Немировича-Данченко, его «Из прошлого», замечательные книги Пыжовой, Кнебель… Одной из самых заветных и дорогих до сих пор остается книга Михаила Чехова «Путь актера». Купил ее незадолго перед отъездом в Москву.
Для вступительного экзамена в театральное училище мною был подготовлен отчаянно-мелодраматический ура-репертуар, репертуар бенефицианта. <…> Итак, на вступительном экзамене я читал кусок из романа Злобина «Степан Разин». Мне безумно нравилось кричать: «Сарынь на кичку!» Что такое «Сарынь» и что такое «кичка», представлялось довольно туманно. Далее шел отрывок из «Молодой гвардии» и, наконец, фрагмент из повести Кассиля и Поляновского «Улица младшего сына», где мальчик, идущий на задание бороться против фашистов, подходит к ставням своего дома и видит, как мама штопает что-то. Он заливается слезами и соплями, но не может, не имеет права зайти, сказать ей: «Здравствуй, мама!» Программу подготовил в основном самостоятельно. <…>
Обладая немалой смекалкой, я подал заявление и в ГИТИС, и в Школу-студию МХАТ. Меня, кстати, приняли в оба института сразу. Движимый отеческими чувствами, добрый и гнусавый Матвей Алексеевич Горбунов говорил мне: «Оставайся в ГИТИСе, я буду тебя просто как сына содержать». Но я все же выбрал МХАТ. Наверное, связано это было и с тем, что МХАТ считался первым театром страны, и с тем, что в годы войны театр довольно долго находился в Саратове, играл в помещении Театра юного зрителя, и я был на одном из этих спектаклей.
Удивительно, но особой эйфории по поводу того, что меня приняли, я не испытывал. Началось даже совсем что-то непонятное. Жуткая, необъяснимая депрессия. Вставал утром и ревел басом, без всякой на то прямой причины. Уже думал, что схожу с ума – стресс, истерия, ранняя стадия шизофрении. А в общем-то, довольно типичные юношеские комплексы переходного возраста, когда кажется, что мир лишен смысла. Когда мучительно чувствуется одиночество. Опасный период, через который проходят все мальчики. Как мне представляется теперь, моя депрессия была вполне естественной реакцией на произошедшую со мной метаморфозу. Мальчишка-провинциал попал в новую для себя среду, в новый ритм жизни. С трудом верилось, что это не сон, что все это происходит со мной. Надо было привыкнуть к мысли, что так оно и есть. Что это свершившийся факт.
Среди моих однокурсников был любимый мною, долговязый и тонконогий, смешливый уроженец Матросской Тишины Валя Гафт. Он стал одним из моих первых друзей в Школе-студии. У него тогда было столько волос, что хватило бы на троих.
Начались волшебные дни. На языке сегодняшнего поколения подобное состояние называется «балдением». Когда еще ничего не понимаешь, что с тобой происходит, чего от тебя хотят. Ты почти вслепую продвигаешься в том направлении, которое тебе задают педагоги, но твоя чуткая природа ощущает, как пробуждаются в тебе неведомые ранее силы.
Наивысшим моим достижением на втором курсе стал отрывок из «Ревизора». Я играл Хлестакова. Роль, занявшую чрезвычайно важное и драматичное место в моей жизни. Заветная роль, которая целиком все-таки была сыграна мною спустя тринадцать лет, но не в России, а в Чехословакии. В «Ревизоре» впервые было нащупано мое главное актерское достоинство – амплуа комического артиста. Природа моя расцветает в характерности. И тогда я на самом деле порой становлюсь убедительным. Мою актерскую биографию так и следует называть – «характерный актер».
Тем временем в Школе-студии началось интереснейшее движение, связанное прежде всего с Олегом Ефремовым. В конце 55-го года Студией молодых актеров был показан спектакль «Вечно живые». В первом варианте роль Миши играл Леня Харитонов, ставший к тому времени знаменитым молодым комиком – звездой первой величины в советском кинематографе. Видимо, занятость в кино не давала ему возможности совмещать ее с ночными репетициями. В результате Ефремов предложил сыграть роль Миши мне. <…>
Олег Табаков в экранизациях литературных произведений:
1. «Живые и мёртвые» — советский двухсерийный художественный фильм, снятый на Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм» в 1964 году режиссёром Александром Столпером, чрезвычайно точная и тщательная экранизация первой части одноимённого романа Константина Симонова. Премьера фильма состоялась 22 февраля 1964 года. В 1967 году Александр Столпер снял продолжение фильма «Живые и мёртвые» — фильм «Возмездие».
2. «Война и мир» — советский художественный фильм 1965—1967 годов, киноэпопея в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого, одна из самых высокобюджетных картин в истории советского кинематографа. Фильм стал известен ещё и благодаря масштабным батальным сценам и применению новаторской панорамной съёмки полей сражений.
3. «Выстрел» — советский фильм-драма 1966 года. Фильм снят по одноименной повести А. С. Пушкина.
4. «Строится мост» — художественный фильм о сооружении в Саратове автодорожного моста через Волгу, дебют в кино Олега Ефремова как режиссёра. В съёмках фильма принимала участие половина труппы московского театра «Современник» (40 актёров) и жители Саратова. Фильм снят по мотивам одноимённого очерка Наума Мельникова непосредственно на реальном строительстве моста.
5. «Каштанка» — советский фильм 1975 года, снятый режиссером Романом Балаяном на Киностудии имени А. Довженко. Экранизация одноимённого рассказа Антона Чехова.
6. «Марк Твен против…» — художественный фильм, снятый по заказу Государственного Комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию в 1976 году.
«Кое-что из автобиографических заметок знаменитого американского писателя».
7. «12 стульев» — четырёхсерийный художественный телевизионный фильм 1976 года, снятый Марком Захаровым по одноимённому роману 1928 года И. Ильфа и Е. Петрова.
Это вторая полная экранизация романа в СССР (первая — Леонида Гайдая[1]) и пятнадцатая в мире.
8. «Неоконченная пьеса для механического пианино» — фильм Никиты Михалкова, снятый в 1977 году по мотивам юношеской пьесы Чехова «Безотцовщина».
Картина снималась в Пущино, на берегу Оки, где в полукилометре от гостиницы находилась заброшенная усадьба Арцыбашевых (XVIII век) — двухэтажный каменный дом и старый парк с заросшими аллеями и прудами.
9. «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» — советский художественный полнометражный двухсерийный цветной фильм, снятый Никитой Михалковым на киностудии «Мосфильм» в 1979 году и по мотивам романа И. А. Гончарова «Обломов».
Источник: https://www.culture.ru/themes/256/nastoyashaya-zhizn-..
https://ru.wikipedia.org/wiki/Табаков,_Олег_Павлович#..