У тебя есть право!

Ф. М. Достоевский писал: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка». Эти слова сейчас очень часто повторяются, но при этом мало кто руководствуется этой абсолютно нравственной мыслью.
Сегодня попытаемся ответить на вопрос, что такое права человека. Послушайте легенду. 
«Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, нельзя грубить друг другу. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось! В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств, и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны. Страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности, так как в стране появились законы.»
Что такое «закон»? Давайте обратимся к словарю.Закон – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим законодательным органом государства.
В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говорится о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов
.
Давайте снова обратимся к словарю и узнаем, что такое «право». 
Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь. Право – это условия для учёбы, работы, жизни, которые государство даёт человеку. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям.
Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются всеобщими. Например, право на жизнь, на гражданство, на личную неприкосновенность, на свободу совести и религии, на управление страной и т. д. Это – права взрослых людей. Они записаны во Всеобщей декларации прав человека и в Конституциях стран. Дети такие же граждане страны, как и взрослые. Разница заключается лишь в том, что до определённого возраста закон не разрешает им заниматься тем, что не соответствует их возрасту. Например, до 18 лет детям запрещено совершать дорогостоящие сделки, принимать участие в выборах, организовывать политические партии. А что же можно детям до 18 лет? Многое. В большинстве стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти «детские» права находятся в точном соответствии с правами взрослого человека, но они учитывают возможности детского возраста и чисто детские проблемы и заботы.
Зачем детям нужно знать свои права? Чтобы быть максимально защищёнными от посягательств на свои интересы. Чтобы быть разумно свободными в своих действиях. Чтобы знать пределы своей свободы. Те пределы, за которыми начинается свобода другого человека. Права ребёнка закреплены в довольно большом количестве международных документов. Мы с вами рассмотрим два из них: Декларацию прав ребёнка 1959 года и Конвенцию о правах ребёнка 1989 года. В них – основное содержание прав тех, кому ещё не исполнилось 18 лет.
В Декларации прав ребёнка 1959 года всего десять статей. Этот документ является рекомендацией для государств и всех взрослых людей. Суть этого документа выражена в начале текста статьи 6: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной  и материальной обеспеченности…»
Однако время и положение детей потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребёнка.Она ныне является главным международным документом, в котором изложены детские права.
По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 принципов, Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребёнка приобретают силу норм международного права.  Конвенция включает в себя группы:
1) основные права – на жизнь, на имя; 
2) обеспеченное семейное благополучие ребёнка (обязывает родителей заботиться о детях); 
3) свободное развитие личности ребёнка (свобода мысли, совести, религии); 
4) здоровье детей (право на медицинское обслуживание); 
5) образование детей и их культурное развитие; 
6) защита ребёнка от экономической и др. эксплуатации.
В декларации прав человека записано, что главное право каждого человека — право на жизнь (Конвенция о правах ребёнка ст.6). Оно означает, что любой ребёнок, независимо от состояния здоровья, имеет право родиться на свет и получить от своего государства всё необходимое для полноценной и достойной жизни. 
Но так было и так думали  не всегда. Вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребёнка? Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. Об этом писал В. Гюго в романе “Человек, который смеётся”. (Продажа детей с целью заработка.) Как вы считаете, могут ли дети быть предметом торговли? Право на личную свободу и уважение личности ребёнка говорит о том, что нигде в мире дети не должны быть предметом торговли. Это означает, что древние обычаи и порядки должны быть забыты и детей никто в мире не имеет право похищать, покупать и продавать. Древняя  Спарта  славилась своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. Каждого новорождённого мальчика осматривали и решали: если крепкий и здоровый — пусть живёт. А если родился слабым, больным — бросали   его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали так по отношению к детям? Объясните свою точку зрения. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым — помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребёнком, но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил все свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах Суворов переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения. 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. Давайте обратимся к словарю и узнаем, что такое обязанности
Обязанности — это объективно необходимое, должное поведение человека. Обязанность – это требование к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которые человек должен выполнять. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав».    
А какие  обязанности есть у детей?
Итак, ученик обязан… (соблюдать устав общеобразовательного учреждения, добросовестно учиться, беречь школьное имущество, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, выполнять требования работников учреждения)
Не бывает прав без обязанностей. Если ребёнок хочет, чтобы его права признавались, он должен соблюдать и считаться с правилами, которые действуют в государстве и обществе, слушать родителей и быть к ним внимательным, жить в мире и дружбе с окружающими, беречь природу.
Предлагаю поиграть и вспомнить какое право нарушено в сказке.

  1. Какое право нарушила ведьма в отношении Алёнушки в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)
  2. Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)
  3. Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница» (Право на свободу передвижений)
  4. При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик» (Право на образование)
  5. Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)   
  6. Каким правом может воспользоваться Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями? (Право быть ребенком до 18 лет и иметь права как все дети)  
  7. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право мальчика он нарушает? (Право на личную жизнь, тайну корреспонденции) 
  8. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Право на защиту от незаконного перемещения)
  9. Какое право нарушил медведь в сказке, собравшись жить на крыше (Право на неприкосновенность жилища)
  10. Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решётку? (Право на свободу и презумпцию невиновности)

У всех людей есть те или иные права и обязанности. Чем больше у человека прав, тем больше у него и обязанностей. Если права нарушаются, какие чувства испытывает человек (обида, растерянность, возмущение и т.п.)? Часто, сами того не замечая, мы нарушаем права других людей. Например, берём без разрешения чужую вещь, мешаем учителю вести урок, обижаем младших, грубим родителям. Также могут нарушаться и наши права. Как сделать, чтобы ничьи права не нарушались?
Правила, обеспечивающие соблюдение личных прав:

  • Для того, чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей.
  • Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных.
  • Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.

Помните и всегда соблюдайте золотое правило этики: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.»

Источник:https://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/



Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.