Василь Быков: посланник мужества
19 июня родился знаменитый белорусский писатель, автор военной прозы Василь Владимирович Быков. Его часто называют человеком, который выжил. Писатель прошел почти всю войну, поэтому и неудивительно, что его книги, суровые и справедливые, прежде всего, о жестокой правде военных лет, о маленьких белорусских деревушках и оставшихся незаметными сражениях, о простых людях, измученных неизвестностью исхода войны, чувством безнадежности, голодом и холодом.
Творчество Василя Быкова еще долго будет вызывать интерес читателей. Его произведения сразу обжигают людские сердца, тревожат душу, заставляют думать, бередят память.
Родители будущего писателя были крестьянами. Детство мальчика было безрадостным: «Голодная жизнь, когда надо идти в школу, а нечего поесть и надеть…».
Василь рано увлекался рисованием. Он поступил в художественное училище, где изучал основы ваяния скульптур, но вынужден был бросить учебу, оставшись без стипендии. Страсть к рисованию сохранилась у великого писателя на всю жизнь. Это видно в его даче под Минском, ставшей музеем. Здесь множество его рисунков и этюдов, в которых чувствуется художественный талант. Представлены кисти, наборы красок, этюдник и другие принадлежности художника.
Война застала Быкова на земле Украины. Он был мобилизован на оборонные работы и
отступал вместе с военными частями до Белгорода, где отстал от основной колонны
инженерного батальона. Его задержал комендантский патруль, и по подозрению в шпионаже Василя несколько дней продержали под арестом. По словам Быкова, перед отходом из
Белгорода были расстреляны все его сокамерники, его же самого пожилой охранник пожалел и дал убежать, выстрелив в воздух. Быков пешком отправился к Харькову, где ему удалось
присоединиться к своей оборонной команде. В 1942 году Быкова призвали в армию и направили в Саратовское училище пехоты, которое он закончил в 1943 году в звании младшего лейтенанта. Он участвовал в боях под Кривым Рогом, Знаменкой, Александрией. В бою под Северинкой (Кировоградская область) Василь чудом не был раздавлен немецким танком, получил тяжелейшие ранения и сумел добраться до санчасти. В это время командир написал рапорт о его
гибели, и до сих пор на братской могиле возле Северинки значится имя Быкова.
На сакраментальный вопрос о страхе, боялся ли, он сказал: «Конечно, боялся, а, может, порой и трусил. Но страхов на войне много, и они все разные. Страх перед немцами — что могли взять в плен, застрелить; страх из-за огня, особенно артиллерийского или бомбёжек. Если взрыв рядом, так, кажется, тело само, без участия разума, готово разорваться на куски от диких мук. Но был же и страх, который шёл из-за спины — от начальства, всех тех карательных органов, которых в войну было не меньше, чем в мирное время. Даже больше».
В 1959 году была опубликована первая повесть начинающего писателя под ‘ названием
«Журавлиный крик», а вышедшая в свет в 1961 году «Третья ракета» принесла ему всесоюзную славу. Огромный успех имела повесть «Альпийская баллада» (1963), по которой был снят фильм, получивший несколько наград. В «Альпийской балладе» Быков первым из советских
писателей показал плен как трагедию, а не как вину героя, и описал нежные чувства между
советским солдатом и итальянской девушкой.
В 1982 году Василь Быков становится автором
повести «Знак беды», которая стала значительным произведением в литературе советского пространства. За это творение писатель награжден престижной
Ленинской премией.
Вышедшая в 1970 году повесть «Сотников»
откровенно раскрыла тему предательства и заставила говорить о таланте Василия Владимировича. Каждая новая повесть Быкова была литературным событием. Государственной премии удостоены
«Обелиск» (1971) и «Дожить до рассвета» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978). В повести «Мертвым не больно» (1965) автор без прикрас описывал жестокую правду войну так, как он ее видел своими глазами. Но несогласие с официальной идеологией обошлось Василию
Владимировичу дорого — на писателя была открыта настоящая травля. Кроме гневных статей в газете, жену писателя вызывали на ‘беседы’ в органы безопасности, в их квартире разбили окна, а на собраниях Быкова клеймили и предлагали ‘убираться на запад’. Фронтовик не отступил.
Повесть «Знак беды» (1982) была отмечена Ленинской премией. Это рассказ о немолодых крестьянах, которые пережили немецкую оккупацию и добровольно ушли из жизни. Критики называли эту повесть самым антивоенным произведением Быкова. Тема нравственного выбора человека и режима остается ведущей и в повестях «Карьер»(1986), «В тумане»(1987), «Облава» (1990).
Все произведения Василя Быкова пропитаны запахом войны. Военные годы оставили след в сердце писателя, отразились на его жизни и памяти. Фрагменты воспоминаний всплывали в
голове Василя Владимировича все время, доказательством этого может послужить книга
«Долгая дорога домой», написанная в 2002 году. Ему приходилось наблюдать кровь, голод и смерть, которая постоянно витала в воздухе.
Около двадцати кинолент сняты по мотивам произведений Василя Владимировича, например: «Восхождение» (1976), «Фруза» (1981), «Круглянский мост» (1989), «Пойти и не вернуться» (1992), «В тумане» (2012) и т.д.
Девяностые годы снова привели В. Быкова к противостоянию с властью. После событий осени 1993 года Быков был в числе подписавших
знаменитое «письмо 43-х» в адрес Ельцина с требованием переизбрания Верховного Совета. После победы на президентских выборах в
Белоруссии А. Лукашенко писатель не раз выступал с критикой его
курса. Проза Быкова этого периода остается документально точной и безжалостной («Полюби меня, солдатик», «Афганец», «Волчья яма»). В 1997 году Василь Быков по приглашению ПЕН-Центра выехал в
Финляндию, затем проживал в Германии и Чехии.
В том же году Быкову был поставлен страшный диагноз. Он был прооперирован в пражской клинике, а в 2003 году, за месяц до своей смерти возвратился в Белоруссию. Писатель, который по утверждению критиков, так и не вернулся с войны, умер в памятную дату 22 июня.
Источник информации:
https://alisa2002marina.blogspot.com/2019/06/blog-post_19.html