Василь Быков: посланник мужества

19 июня родился знаменитый белорусский писатель, автор военной прозы Василь Владимирович Быков. Его часто называют человеком, который выжил. Писатель прошел почти всю войну, поэтому и неудивительно, что его книги, суровые и справедливые, прежде всего, о жестокой правде военных лет, о маленьких белорусских деревушках и оставшихся незаметными сражениях, о простых людях, измученных неизвестностью исхода войны, чувством безнадежности, голодом и холодом.
Творчество Василя Быкова еще долго будет вызывать интерес читателей. Его произведения сразу обжигают людские сердца, тревожат душу, заставляют думать, бередят память.

Родители будущего писателя были крестьянами. Детство мальчика было безрадостным: «Голодная жизнь, когда надо идти в школу, а нечего поесть и надеть…».
Василь рано увлекался рисованием. Он поступил в художественное училище, где изучал основы ваяния скульптур, но вынужден был бросить учебу, оставшись без стипендии. Страсть к рисованию сохранилась у великого писателя на всю жизнь. Это видно в его даче под Минском, ставшей музеем. Здесь множество его рисунков и этюдов, в которых чувствуется художественный талант. Представлены кисти, наборы красок, этюдник и другие принадлежности художника.
Вой­на   зас­та­ла   Бы­кова    на   зем­ле   Ук­ра­ины.  Он    был мо­били­зован на обо­рон­ные ра­боты и
от­сту­пал вмес­те с во­ен­ны­ми час­тя­ми до Бел­го­рода, где от­стал от ос­новной ко­лон­ны
ин­же­нер­но­го ба­таль­она. Его за­дер­жал ко­мен­дант­ский пат­руль, и по по­доз­ре­нию в шпи­она­же Ва­силя нес­коль­ко дней про­дер­жа­ли под арес­том. По сло­вам Бы­кова, пе­ред от­хо­дом из
Бел­го­рода бы­ли расс­тре­ляны все его со­камер­ни­ки, его же са­мого по­жилой ох­ранник по­жалел и дал убе­жать, выс­тре­лив в воз­дух. Бы­ков пеш­ком от­пра­вил­ся к Харь­ко­ву, где ему уда­лось
при­со­еди­нить­ся к сво­ей обо­рон­ной ко­ман­де. В 1942 го­ду Бы­кова приз­ва­ли в ар­мию и нап­ра­вили в Са­ратов­ское учи­лище пе­хоты, ко­торое он за­кон­чил в 1943 го­ду в зва­нии млад­ше­го лей­те­нан­та. Он учас­тво­вал в бо­ях под Кри­вым Ро­гом, Зна­мен­кой, Алек­сан­дри­ей. В бою под Се­верин­кой (Ки­ровог­рад­ская об­ласть) Ва­силь чу­дом не был раз­давлен не­мец­ким тан­ком, по­лучил тя­желей­шие ра­нения и су­мел доб­рать­ся до сан­части.  В это  вре­мя ко­ман­дир на­писал ра­порт о его
ги­бели, и до сих пор на брат­ской мо­гиле воз­ле Се­верин­ки зна­чит­ся имя Бы­кова.
На сак­ра­мен­таль­ный воп­рос о стра­хе, бо­ял­ся ли, он ска­зал: «Ко­неч­но, бо­ял­ся, а, мо­жет, по­рой и тру­сил. Но стра­хов на вой­не мно­го, и они все раз­ные. Страх пе­ред нем­ца­ми — что мог­ли взять в плен, зас­тре­лить; страх из-за ог­ня, осо­бен­но ар­тилле­рий­ско­го или бом­бё­жек. Ес­ли взрыв ря­дом, так, ка­жет­ся, те­ло са­мо, без учас­тия ра­зума, го­тово ра­зор­вать­ся на кус­ки от ди­ких мук. Но был же и страх, ко­торый шёл из-за спи­ны — от на­чаль­ства, всех тех ка­ратель­ных ор­га­нов, ко­торых в вой­ну бы­ло не мень­ше, чем в мир­ное вре­мя. Да­же боль­ше».
В 1959 го­ду бы­ла опуб­ли­кова­на пер­вая по­весть на­чина­юще­го пи­сате­ля под ‘ наз­ва­ни­ем
«Жу­рав­ли­ный крик», а вы­шед­шая в свет в 1961 го­ду «Третья ра­кета» при­нес­ла ему все­со­юз­ную сла­ву. Ог­ромный ус­пех име­ла по­весть «Аль­пий­ская бал­ла­да» (1963), по ко­торой был снят фильм, по­лучив­ший нес­коль­ко наг­рад. В «Аль­пий­ской бал­ла­де» Бы­ков пер­вым из со­вет­ских
пи­сате­лей по­казал плен как тра­гедию, а не как ви­ну ге­роя, и опи­сал неж­ные чувс­тва меж­ду
со­вет­ским сол­да­том и италь­ян­ской де­вуш­кой.

В 1982 го­ду Ва­силь Бы­ков ста­новит­ся ав­то­ром
по­вес­ти «Знак бе­ды», ко­торая ста­ла зна­читель­ным  про­из­ве­дени­ем в ли­тера­туре со­вет­ско­го прос­транс­тва. За это тво­рение пи­сатель наг­ражден прес­тижной
Ле­нин­ской пре­ми­ей.

Вы­шед­шая в 1970 го­ду по­весть «Сот­ни­ков»
от­кро­вен­но рас­кры­ла те­му пре­датель­ства и зас­та­вила го­ворить о та­лан­те Ва­силия Вла­дими­рови­ча. Каж­дая но­вая по­весть Бы­кова бы­ла ли­тера­тур­ным со­быти­ем. Го­сударс­твен­ной пре­мии удос­то­ены
«Обе­лиск» (1971) и «До­жить до рас­све­та» (1974), «Пой­ти и не вер­нуть­ся» (1978).
В по­вес­ти «Мер­твым не боль­но» (1965) ав­тор без прик­рас опи­сывал жес­то­кую прав­ду вой­ну так, как он ее ви­дел сво­ими гла­зами. Но не­сог­ла­сие с офи­ци­аль­ной иде­оло­ги­ей обош­лось  Ва­силию
Вла­дими­рови­чу до­рого — на пи­сате­ля бы­ла от­кры­та нас­то­ящая трав­ля. Кро­ме гнев­ных ста­тей в га­зете, же­ну пи­сате­ля вы­зыва­ли на ‘бе­седы’ в ор­га­ны бе­зопас­ности, в их квар­ти­ре раз­би­ли ок­на, а на соб­ра­ни­ях Бы­кова клей­ми­ли и пред­ла­гали ‘уби­рать­ся на за­пад’. Фрон­то­вик не от­сту­пил.
По­весть «Знак бе­ды» (1982) бы­ла от­ме­чена Ле­нин­ской пре­ми­ей. Это рас­сказ о не­моло­дых кресть­янах, ко­торые пе­режи­ли не­мец­кую ок­ку­пацию и доб­ро­воль­но уш­ли из жиз­ни. Кри­тики на­зыва­ли эту по­весть са­мым ан­ти­во­ен­ным про­из­ве­дени­ем Бы­кова. Те­ма нравс­твен­но­го вы­бора че­лове­ка и ре­жима ос­та­ет­ся ве­дущей и в по­вес­тях «Карь­ер»(1986), «В ту­мане»(1987), «Об­ла­ва» (1990).
Все про­из­ве­дения Ва­силя Бы­кова про­пита­ны за­пахом вой­ны. Во­ен­ные  го­ды ос­та­вили след в сер­дце пи­сате­ля, от­ра­зились на его жиз­ни и па­мяти. Фраг­менты вос­по­мина­ний всплы­вали в
го­лове Ва­силя Вла­дими­рови­ча все вре­мя, до­каза­тель­ством это­го мо­жет пос­лу­жить кни­га
«Дол­гая до­рога до­мой», на­писан­ная в 2002 го­ду. Ему при­ходи­лось наб­лю­дать кровь, го­лод и смерть, ко­торая пос­то­ян­но ви­тала в воз­ду­хе.
Око­ло двад­ца­ти ки­нолент сня­ты по мо­тивам про­из­ве­дений Ва­силя Вла­дими­рови­ча, нап­ри­мер: «Вос­хожде­ние» (1976), «Фру­за» (1981), «Круг­лян­ский мост» (1989), «Пой­ти и не вер­нуть­ся» (1992), «В ту­мане» (2012) и т.д.

Де­вянос­тые го­ды сно­ва при­вели В. Бы­кова к про­тивос­то­янию с властью. Пос­ле со­бытий осе­ни 1993 го­да Бы­ков был в чис­ле под­пи­сав­ших
зна­мени­тое «пись­мо 43-х» в ад­рес Ель­ци­на с тре­бова­ни­ем пе­ре­из­бра­ния Вер­ховно­го Со­вета. Пос­ле по­беды на пре­зидент­ских вы­борах в
Бе­лорус­сии А. Лу­кашен­ко пи­сатель не раз выс­ту­пал с кри­тикой его
кур­са.
Про­за Бы­кова это­го пе­ри­ода ос­та­ет­ся  до­кумен­таль­но точ­ной и без­жа­лос­тной («По­люби ме­ня, сол­да­тик», «Аф­га­нец», «Волчья яма»). В 1997 го­ду Ва­силь Бы­ков по приг­ла­шению ПЕН-Цен­тра вы­ехал в
Фин­ляндию, за­тем про­живал в Гер­ма­нии и Че­хии.
В том же го­ду Бы­кову был пос­тавлен страш­ный ди­аг­ноз. Он был про­опе­риро­ван в праж­ской кли­нике, а в 2003 го­ду, за ме­сяц до сво­ей смер­ти воз­вра­тил­ся в Бе­лорус­сию. Пи­сатель, ко­торый по ут­вер­жде­нию кри­тиков, так и не вер­нулся с вой­ны, умер в па­мят­ную да­ту 22 и­юня.

Источник информации:

https://alisa2002marina.blogspot.com/2019/06/blog-post_19.html

https://www.livelib.ru/author/180173-vasil-bykov

https://www.krugozormagazine.com/show/bykov.3923.html



Добавить комментарий

Array

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.